К концу сентября цены на бензин вырастут на рубль
Шок, нанесенный ураганом "Катрина", на мировых рынках, похоже, прошел. Цены медленно, но верно откатились вниз до отметки 62,89 доллара за баррель Brenta. Цена нефтяной "корзины" ОПЕК на 6 сентября составила 59,05 доллара за баррель (-0,17 процента), опустившись, таким образом, за самый низкий показатель последних двух недель. Однако цены на бензин также медленно, но верно пошли вверх. В частности, в Европе бензин дошел до отметки 1,53 евро за литр, в США - 53 евро-цента за литр, а в России бензин марки Аи-95 в некоторых регионах уже приблизился к отметке 18 рублей, что составляет почти 51 евро-цент. Такой рост цен на бензин на внутреннем рынке России уже вызвал волну негодования на местах. В частности, губернатор Кемеровской области обратился к председателю правительства России с просьбой остановить "беспредел" с ростом цен на бензин, так как это ведет к обнищанию населения. Понятно, что рост цен на бензин спровоцирует очередной виток инфляции и тому же Росстату будет довольно трудно убедить население в низких показателях даже номинальной инфляции.
А уж то, что она в сентябре составит 0 процентов, как это пообещали в минэкономразвития (см. "Российскую бизнес-газету" от 6 сентября), уже не верит никто.
Высокие цены на нефть на мировых рынках, на которые так долго рассчитывало наше правительство, все же сыграли свою отрицательную роль для России. С одной стороны, в России с ростом цен на нефть в бюджете уже несколько лет подряд имеется профицит. То есть с "фискальной точки зрения" Россия имеет несомненные выгоды, С другой - мировые нефтяные цены ведут к стагнации производства в частности и экономики в целом. Центробанку все сложнее сдерживать противостояние рубль - доллар. Если же рубль будет укрепляться, а высокие цены на нефть станут основной причиной этого, то российские производители не смогут конкурировать с импортом.
К слову сказать, зависимость цен на энергоносители и слабого доллара, подтвердили участники 4-й конференции национальных нефтяных компаний и правительств, которая проходила в начале сентября в Гааге. Так, считает один из участников, нефтяной рынок перегрет из-за ситуации в Ираке, урагана и других факторов. Однако основная причина высоких цен на нефть - слабый доллар. Пока будет слабый доллар, будут и высокие цены на нефть. Однако, отметили участники конференции, рынок подвержен колебаниям, и чем выше растут цены, тем ниже затем они падают. По экспертным оценкам, мир обеспечен ресурсами нефти как минимум на 50-70 лет. Ресурсы при этом постоянно пополняются, а когда они истощатся, мир перейдет на другие источники энергии.
Возвращаясь к высоким ценам на бензин, нельзя не отметить, что министры, обеспокоенные этой ситуацией, нашли, по их мнению, выход из положения. Хотя бы на первое время. На первом этапе они предлагают повысить экспортную пошлину на нефть для того, чтобы нефтяникам было выгодно не гнать сырье на экспорт, а направлять его на нефтепереработывающие заводы. Таким образом, предложение на рынке будет превышать спрос и цена на бензин если не опустится, то по крайней мере не будет расти. Затем начать дифференциацию налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) с тем, чтобы с тех скважин, которые производят низкокачественные сорта нефти, брать меньше налогов, а освободившиеся деньги пускать на доведение этой нефти до качественного уровня. Правда, оговорился здесь замминистра финансов Сергей Шаталов, дифференциация ставки НДПИ может быть введена не ранее 2007 года. Наличие единой ставки НДПИ, привязанной к мировой цене на нефть на всех месторождениях, позволило резко увеличить налоговые поступления в казну. Ну а до тех пор придется, похоже, иметь рост цен на бензин, а отсюда и высокую инфляцию, от которой не спасают никакие бюджетные компенсации в 20 и 11 процентов. Другими мерами бороться с бензиновыми ценами не может, похоже, никто. Сговор нефтяных компаний на внутреннем рынке признает весь российский кабинет министров, но как наказать за это нефтяников, рецептов на Краснопресненской набережной не дают.