20.09.2005 03:00
    Поделиться

    Бензин всю неделю дорожал, хотя нефть падала в цене

    И хотя Россия нам ближе, все-таки логично начать разговор об этой серьезной проблеме с мировых рынков и ситуации с ценами на бензин в США и ЕС. Просто потому, что именно эти страны нам навязывают как пример настоящих рыночных отношений, к которым мы должны стремиться. Итак, несмотря на то, что рынки и показали некоторое снижение нефтяных цен, оправившись от шока, нанесенного ураганом "Катрина", эксперты утверждают, что их существенного падения не ожидается. Добыча нефти в Мексиканском заливе восстановлена лишь на 44 процента, далеко не все НПЗ возобновили свою работу. Кроме того, последние данные торгового баланса США, показавшие дефицит в 2 миллиона баррелей нефти и в 2,2 миллиона тонн нефтепродуктов, как раз и могут привести к небольшому росту цен на Нью-Йоркской товарной бирже.

    Понятно, что рост цены на нефть в странах - импортерах энергоресурсов, в первую очередь, таких, как США и ЕС, привел к росту цен на бензин на их внутренних рынках. Что же делают в таких случаях страны с рыночной экономикой?

    В США президент проводит закон, позволяющий расконсервировать собственные нефтяные скважины в заповедных районах Аляски, для того, чтобы сбалансировать спрос и предложение на внутреннем рынке нефтепродуктов. И тем самым сбить цены на бензин. Чем не элемент госрегулирования в условиях рыночной экономики?

    Французское правительство, примеру которого готов последовать сегодня Брюссель, пошло еще дальше. Французским нефтяникам было мягко предложено несколько попридержать цены на бензин на внутреннем рынке, по причине того, что рост цен на топливо приведет к слишком высокой инфляции в стране. Одновременно с этим либеральным шагом был продемонстрирован и "кнут": правительство заявило - те, кто не прислушаются к этой просьбе, получат сверхвысокий налог на сверхвысокую цену бензина. Французский бизнес понял все правильно и снизил цены.

    Нельзя не отметить в связи с этим, что такая политика проводится в странах, которые импортируют, а не экспортируют энергоресурсы. В России же, которая является вторым в мире экспортером нефти, цены на бензин растут более быстрыми темпами, чем в соседях-импортерах.

    Российские нефтяники кивают на огромные налоги и высокие мировые цены. Последние, к слову, несколько снизились (а значит, и пошлины, и налоги стали меньше, так как они привязаны к мировым ценам. - Прим. авт.), а цены почему-то выросли. Чиновники говорят о сговоре нефтяных компаний, давно ставших монополистами. Но, дескать, доказать они его не могут, и поэтому ситуация каждый раз вырывается из-под контроля. И здесь сразу возникает вопрос: а как все обстоит на самом деле? Как и почему растут цены на бензин в России?

    Не раз эксперты из Международного валютного фонда и Всемирного банка призывали налоговиков всерьез разобраться с трансфертными ценами в секторе энергоресурсов, объясняя это тем, что именно из-за них мы имеем такие ценовые перекосы на внутреннем рынке, в отличие от других стран. Казалось бы, при чем здесь трансфертное ценообразование и цены на бензин, которые оплачивает каждый рядовой гражданин? Однако зависимость здесь прослеживается прямая. Что такое трансфертное ценообразование? Оно появляется тогда, когда нефтяная компания, так называемая "мама", образует огромное количество "дочек", занимающихся переработкой, поставкой, продажей продукта - бензина. В результате такой схемы головная компания занимается накручиванием цен при продаже одного и того же продукта самой себе, а уже потом и потребителям. Что в условиях развитых экономик называется монолизацией рынка, в России почему-то называется рыночными отношениями. На самом же деле, один монополист-нефтяник, имеющий в своем арсенале и скважину, и нефтеперерабатывающий завод, и бензоколонку, может устанавливать любую цену на бензин и при этом кивать на высокие налоги и мировые цены. Так что рынком, понятно, здесь не пахнет. И, к слову, если пять лет назад 40 процентов розницы в Москве, а вернее АЗС принадлежало мелким, частным компаниям, то сейчас их доля на московском рынке составляет где-то от силы четыре-пять процентов. Так что налицо еще один факт того, что цены на бензин все-таки устанавливают нефтяные компании, а не рынок.

    Еще один рыночный фактор, при котором могут расти цены на внутреннем рынке - это наличие дисбаланса спроса и предложения. Сегодня предложение на внутреннем рынке вполне достаточно, это признают сами нефтяники. Это видят и рядовые граждане - в стране нет очередей на АЗС, нет никакого бензинового кризиса. Так что, видим мы, и спрос не превышает предложение, а цены между тем растут.

    Поделиться