20.09.2005 01:30
    Поделиться

    Китайский автопром прорывается в Россию

    В 2004 году общие производственные мощности китайского автопрома увеличились на 10,2 процента. В то время как в 2003 году мощности увеличились примерно на 50 процентов, а в 2002 году - на все 80. За последние четыре года китайский автопром сделал мощный рывок и оставил позади добрый десяток мировых автодержав, включая Россию, Канаду, Мексику, Великобританию, Италию и даже Германию. Теперь КНР по выпуску автомобилей уступает только США и Японии. К 2025 году, по подсчетам специалистов, КНР может стать крупнейшей автомобильной державой мира.

    Стоит также отметить, что в 2005 году спрос на внутреннем китайском автомобильном рынке прогнозируется в объеме 5,8 миллиона автомобилей, что на 12 процентов выше, чем в 2004 году. При этом легковой сегмент китайского авторынка растет опережающими темпами.

    Нарастив мускулы у себя дома, китайский автопром начал решительную экспансию на мировые рынки. Столкнувшись с неприятием со стороны своих главных конкурентов - корейских, японских и западноевропейских производителей автомобилей, китайцы обратили пристальное внимание на своего северного соседа и быстро нашли общий язык с российским бизнесом. Результатом сотрудничества стало сразу несколько совместных проектов, которые будут частично реализованы уже в следующем году. Сразу три китайских производителя откроют в России сборочные производства.

    Если европейцы не хотят совместных производств с российскими автопроизводителями - Renault и Ford уже имеют собственные заводы, Toyota построит такой через два года, да и Volkswagen вроде как планирует создать в России собственную площадку, то китайцы с радостью идут на создание СП или же на простое размещение заказов на сборку автомобилей. Объясняется это просто - требования к качеству китайской продукции гораздо ниже, нежели предъявляемые крупнейшими мировыми автопроизводителями.

    Китайская автомобильная компания Chery до конца 2005 года создаст в России дочернюю компанию. Производственные мощности позволят собирать до 25 тыс. автомобилей в год.

    Между тем другой китайский производитель Great Wall до конца текущего года также намерен принять решение об организации сборки своих автомобилей в России. По словам представителей компании, в настоящее время компания решает, осуществлять ли сборку автомобилей совместно с российским партнером или заняться ей самостоятельно. При этом конвейер по сборке каждой модели китайцы оценивают в 70 миллионов долларов.

    В общем, Россия же уже в ближайшие годы вполне может собирать порядка 50 тысяч китайских автомобилей только тех марок, которые уже объявили о приходе на российский рынок. Будущий год для китайцев будет годом великой российской премьеры своего автопрома. Но он присутствует у нас уже сегодня: китайские машины собираются на Алтае и в Новосибирске. Одновременно с производителями на российский рынок устремились и экспортеры.

    Только через дилерскую сеть с апреля 2005 года в России было продано 3800 китайских автомобилей. Примерно столько же к нам было ввезено и серыми дилерами.

    Секрет китайской экспансии в Россию прост: расчет сделан на небогатого провинциального россиянина, желающего за небольшие деньги иметь хоть какую, но иномарку, желательно джип, чтобы все, как у "больших ребят". Именно поэтому первыми в прорыв - и не в столицах, а в регионах - пошли внедорожники и пикапы. Очень похожие на устаревшие "Тойоты" и "Хонды", с лицензионными, но тоже безнадежно устаревшими движками, не лучшим качеством сборки, быстро ржавеющими кузовами и явно вредными для здоровья пластиковыми деталями интерьера, - эти машины все равно интересны непривередливому периферийному потребителю своей ценой, они вдвое дешевле своих именитых аналогов.

    Наши дилеры утверждают, что проблем с реализацией китайских машин не испытывают. И более того - расширяют ассортимент. Так, уже в октябре крупные, хорошо известные мультибрендовые компании станут предлагать москвичам китайские микролитражки.

    Короткие межсервисные интервалы, смешные гарантийные сроки, абсолютная нетребовательность производителя к дилерам - все это в какой-то мере будет сдерживать распространение китайских марок. Но в конце концов, по мнению экспертов, волна китайских автомобильных поделок захлестнет Россию, как это уже было с "одноразовыми" пуховиками. Озабоченные кризисом перепроизводства китайцы предпримут все усилия, чтобы как минимум обеспечить быстрый и недорогой ремонт своим пока еще не очень надежным автомобилям. В результате мы можем насытить рынок дешевыми иномарками, но при этом потерять свой автопром.

    Схема, по которой китайцы собирают свои машины - разборка и изучение пользующейся популярностью на мировых рынках модели, "вытачивание" на коленке необходимых деталей и узлов, установка лицензионного силового агрегата на получившееся транспортное средство, - была в свое время взята на вооружение и Японией, и Южной Кореей и в итоге себя оправдала. Но потенциал Китая куда выше. К тому же он подпитывается и денежной, и технологической мощью мировых автогигантов. Да и для государства автостроение - приоритетная отрасль экономики, в которую оно вкладывает колоссальные средства. И совсем скоро Китай запросто вытеснит и с европейского рынка в целом, и с российского в частности конкурентов, неспособных предложить потребителю много автомобилей за небольшие деньги.

    Внешняя экспансия китайского автопрома направлена не только на Россию. Автомобили из Поднебесной отгружаются в Европу, Азию, Африку и Америку. Но это еще лишь проба рынков.

    Экспансия начинается с автосалонов. На открывшемся на прошлой неделе крупнейшем автосалоне во Франкфурте китайские машины в центре внимания. Пока интерес к ним со стороны широкой европейской общественности носит больше умозрительный характер, хотя, правда, по результатам некоторых опросов, 38 процентов австрийских покупателей "могли бы себе представить", что приобретут китайское авто. Впрочем, сами китайцы видят себя в роли, которую играли на мировом авторынке 35 лет назад японцы, а 15 лет назад - корейцы. Через пять лет эксперты прогнозируют китайским автопроизводителям 1,5 процента европейского авторынка. Уже теперь европейцы не без интереса присматриваются к еще малознакомым для себя маркам-экзотам.

    Поделиться