Корейские и японские автомобили - лидеры продаж
В то же время, по данным Росстата, выпуск легковых автомобилей в нашей стране с начала года упал на 6,7 процента. Флагманами здесь стали исконные отечественные автозаводы, прежде всего именно за счет них - ИжАвто, ГАЗа, УАЗа, СеАЗа, ЗМА - и произошло это снижение. АвтоВАЗ в данном случае по данным первого полугодия снизил производство всего на 4 процента, объяснив этот факт тем, что все мощности были брошены на постановку на конвейер новой модели не избавленной пока от многочисленных болячек, и не составляет львиной доли производства, в то время как продажи машин "десятого" семейства, сегодняшнего флагмана конвейерного ряда, пошли на убыль: спад составил почти 9 процентов.
Больше всего за первое полугодие потерял ИжАвто. Спад производства составил 49,3 процента, так как с конвейера сошли собственные модели автозавода - "Ода" и "Фабула", а производимая "ВАЗ-2106" не оправдывает затрат - и спрос на устаревшую конструкцию падает, да и цены на нее при этом растут. Сборка же седанов Kia Spectra пока на проектный уровень не вышла.
На втором месте в списке - Ульяновский автомобильный завод, УАЗ. За первое полугодие падение производства составило 31 процент, и одна из причин здесь кроется в отсутствии экспортных контрактов. В 2004 году автозавод поставил для министерства внутренних дел Афганистана около 3 тысяч модернизированных внедорожников UAZ-Hunter, которые поступили в автопарки подразделений местной полиции, а в апреле прошлого года УАЗ провел первые поставки своих автомобилей в Ирак, перевезя в эту страну 421 автомобиль на сумму 2,5 миллиона долларов. Вторая причина падения производства - в нескольких остановках конвейера: в начале года - из-за отсутствия двигателей, а весной - для подготовки производства нового внедорожника УАЗ-Patriot, продажи которого начались совсем недавно.
Третье место по уровню падения производства занимает ОАО "ГАЗ", а виновником является "легковая" часть предприятия. Сегодняшний флагман автозавода - модель "ГАЗ-31105" (облагороженный "подтяжкой лица" "ГАЗ-3110", оснащенный 16-клапанным впрысковым двигателем) стремительно теряет свою популярность, так как его стоимость уже подбирается к 7500 долларов, а уровень комфорта и качество сборки остаются далеки от желаемого. Конкретные же сведения о новой модели, способной реанимировать имидж марки, пока отсутствуют.
Причина снижения спроса на автомобили традиционных отечественных марок одна, и она уже давно лежит на поверхности: культура производства в целом остается на невысоком уровне, в то время как цены на продукцию постоянно растут. Большинство автомобилей - флагманов того или иного автозавода по цене уже вторгаются в стан недорогих иномарок, а топ-версии последних моделей "ВАЗ-2112" и "Волги", оснащенные полным электропакетом и кондиционером, уже давно перешагнули нижнюю границу.
Если тем не менее покупатель выбирает российский автомобиль, ориентируясь на дешевизну запчастей и распространенность сервисов, причем выбирает именно флагманы модельного ряда, то с простыми моделями ситуация может стать более угрожающей. Дело в том, что не так давно правительство страны рассмотрело и одобрило технический регламент для автомобильных двигателей. В соответствии с документом уже в ближайшее время все выпускаемые в стране и импортируемые машины должны будут оснащаться силовыми агрегатами, соответствующими экологическим нормам "Евро-2". Надо отметить, что в Европе стандарт "Евро-2" действует с 1995 года, "Евро-3" - с 1998-го. С 2005 года все автомобили стран Евросоюза оснащаются двигателями "Евро-4". В России же до сих пор действуют нормы "Евро-1", рассчитанные на автомобили с карбюраторными двигателями. И если требованиям "Евро-2" удовлетворяют все "Самары" и машины десятого семейства Волжского автозавода, а запускаемая сейчас в производство модель "Лада-Калина" сделана с учетом уже "Евро-3", то оснащение дешевых на данный момент "классических" "Жигулей" впрысковыми моторами неизбежно скажется на увеличении цены. А уже следствием будет падение спроса.
Будущее нашего автопрома, его интеграция в мировую автомобильную промышленность сегодня во многом зависят от общей экономической ситуации в стране. А она, отметим, далеко не безоблачна с точки зрения приверженца отечественных марок. На перспективу при сохранении высоких цен на энергоносители рубль будет укрепляться, а следовательно, продукция отечественных производителей будет все больше вторгаться в сектор недорогих иномарок. На чем в данном случае остановит свой выбор потенциальный покупатель - вопрос риторический. Не за горами и "эскалация" китайского нашествия - если сегодня при относительно низкой цене качество автомобильной продукции из Поднебесной довольно низкое, то уже завтра все может измениться в лучшую сторону. Как это случилось с теми самыми корейцами.