Нелегальный бизнес добивает отечественный автопром

К примеру, Юлия Шурыгина, представитель Борского стекольного завода, "одевающего" в стекло 80 процентов отечественных автомобилей, заявила, что рынок автостекла уже на три четверти заполнен продукцией кустарных производителей. Причем, вся эта продукция маркирована товарным знаком, внешне как две капли воды похожим на официальный, но имеет более низкие розничные цены, что обеспечивает ей устойчивый спрос. Причем кустари либо выдают себя за филиалы завода, либо уверяют потребителя, что Борский стекольный завод уже прекратил свое существование.

Только в прошлом году заводчанам при помощи местных правоохранительных органов удалось пресечь незаконную деятельность четырех таких кустарных мастерских. Из торговли было изъято восемь тысяч контрафактных стекол на сумму более 4,5 миллиона рублей. Но это, по мнению Юлии Шурыгиной, лишь вершина айсберга.

Владимир Максимов, представитель Ульяновского автозавода, считает, что доля фальсифицированных запчастей для волжских вездеходов, произведенных кустарным способом, составляет в сфере оптово-розничной торговли от 20 до 30 процентов, в зависимости от номенклатуры. Заводчанам в ходе совместных с силовиками проверок удалось предотвратить экономический ущерб на сумму около 91 миллиона рублей.

Все "теневики", по мнению участников конференции, делятся сегодня на три группы. В первую входят небольшие кустарные мастерские, которые ориентированы на получение комплектующих для сборки за счет хищений с предприятий и потому находятся в непосредственной близости от них. Во вторую входят полуподпольные цеха, располагающие соответствующим оборудованием и имеющие возможность размещения заказов на изготовление и покупку под видом брака, некондиции или неликвидов отдельных комплектующих на других предприятиях. Как правило, такие цеха имеют "белую" крышу в лице менеджеров официальных предприятий и "красную" - в правоохранительных органах.

К третьей группе относятся уже не цеха, но предприятия, расположенные как в странах СНГ, так и в других пограничных с Россией государствах.

И если с первыми двумя группами заводы еще могут бороться собственными силами, то против третьей они абсолютно бессильны.

Такие деяния контрафактчиков нарушают сразу пять статей Уголовного кодекса РФ и семь статей Кодекса об административных правонарушениях, отмечалось на конференции. К сожалению, опыт показывает, что привлечь "цеховиков" к ответственности очень нелегко, так как в стране практически отсутствует следственная и судебная практика по таким видам преступлений и правонарушений в новых условиях.

Повинны тут в определенной степени и сами производители автозапчастей, которые не спешат патентовать свою продукцию и обзавестись зарегистрированными торговыми марками.

Участники конференции заявили, что намерены выработать общую стратегию противодействий массированному наступлению контрафакта, в которую, в частности, должны войти такие сравнительно простые мероприятия, как разработка единого общедоступного сайта с полным перечнем и подробными характеристиками подделок, и более сложные и протяженные во времени - например, внесение поправок в отдельные статьи Уголовного кодекса РФ и Кодекс РФ об административных правонарушениях. В частности, предлагается восстановить статью УК об ответственности за обман покупателей, которая выпала из него в 2003 году.

По словам Ивана Белозерова, председателя оргкомитета самарского антиконтрафактного форума, в будущем в ходе регулярных встреч намечается создать и бизнес-объединение, которое возьмет на себя координирующие функции и станет выразителем интересов производителей и дилеров в общении с исполнительными и законодательными ветвями власти.

А пока... Пока на одном из оживленных самарских перекрестков ежедневно стоит автомобиль с большим плакатом:"Куплю старые запчасти". Сначала, несколько лет назад, это была побитая жизнью "шестерка". Но бизнес оказался доходным, и сегодня охотник до автомобильного утиля продолжает свое дело на сверкающей иномарке.