25.11.2005 01:00
    Поделиться

    Повысить безопасность дорожного движения - сохранить 23 тысячи жизней

    Призвана федеральная программа повышения безопасности дорожного движения. Что за ней стоит?

    Практически нет сомнений в том, что на заседании Госсовета будет одобрена и сама программа. Возможно, с незначительными поправками. Главная цель ее - снижение числа погибших в результате ДТП. В оптимистичном варианте предполагается, что к 2012 году количество смертей на дорогах удастся сократить в полтора раза. А это порядка 23 тысяч человеческих жизней. Получится это или нет - зависит от объемов финансирования.

    Что же предлагается в программе? Теоретически, все понятно: нужно улучшать и строить дороги, развивать инфраструктуру, качественно готовить водителей, соблюдать правила дорожного движения и контролировать их соблюдение, вовремя оказывать медицинскую помощь. Все это в программе есть. Уникальность ее в том, что прописан комплексный подход к внешне, казалось бы, таким разным проблемам. К тому же она предполагает государственное и довольно серьезное финансирование. Какие же конкретные меры будут приняты для реализации программы?

    Узкое место

    На сегодняшний день даже дорожное строительство ведется бессистемно. За примерами далеко ходить не надо. Из города выходит широкая трасса, пять полос для движения в обоих направлениях, за городом она "усыхает" до трех полос. В итоге в городе пробки на выезде. Решив разгрузить центр города, в Москве и Ростове в качестве эксперимента организовали одностороннее движение по некоторым улицам. В результате заторов стало больше. То есть вплоть до сегодняшнего дня в стране не существует хоть сколько-нибудь обоснованных организационно-планировочных мер в организации движения транспорта. Сама по себе программа их не прибавит, но она предусматривает выделение средств на эту работу. Более конкретные меры должен предложить Росавтодор, который выступает одним из заказчиков программы.

    Чтобы сам себе не противоречил

    Зато более-менее понятно, каким образом будет совершенствоваться наше законодательство. Речь идет не только об увеличении штрафных санкций за разного рода нарушения. Хотя с подобными инициативами уже выступил ряд регионов. Но помимо этого, как сообщили "РГ" в Департаменте обеспечения безопасности дорожного движения МВД России, в Госдуме уже лежат 15 законопроектов по внесению изменений в КоАП. Некоторые из них были внесены еще в 2003 году, то есть депутатами прошлого созыва. Но пока документы не дождались своего часа. Речь в них в основном идет об устранении противоречий и пробелов в ныне действующем законодательстве. Многие наши нормативные акты, установив права и обязанности, никого не обязывают эти акты исполнять. Этот казус тоже нужно исправлять законодательно. Многие из тех 15 законопроектов в чем-то дублируют друг друга, в чем-то дополняют. Поэтому потребуется очень долгая и кропотливая работа над ними. Но, уже глядя на календарь, можно с уверенностью сказать, что никаких нововведений до нового года ждать не приходится.

    - Конечно, никакой из этих законопроектов сразу после того, как одобрят программу, не будет принят, - говорит начальник управления департамента Владимир Кузин. - Это плановая работа законодателя, и вмешиваться в нее никто не собирается. Важно другое - то, что проблему осознали на государственном уровне.

    Кстати, главный государственный инспектор Виктор Кирьянов на пресс-конференции сообщил, что уже идет речь о необходимости возрождения межведомственной комиссии по безопасности дорожного движения. Она поможет быстрее и проще решать вопросы, которые возникнут при реализации программы между министерствами.

    Презумпция виновности

    Но речь о конкретных мерах. Увеличение штрафов можно рассматривать лишь как одну из них. Проблема в том, что на сегодняшний день лишь треть из привлеченных к ответственности считают своим долгом заплатить в казну предписанное.

    - То, что заложено в кодексе об административных правонарушениях, ни в коей мере не обеспечивает неотвратимость наказания, - говорит Владимир Кузин. - Нарушитель имеет массу возможностей уйти от ответственности.

    Все наработки прежнего законодательства на сегодняшний день считаются неприемлемыми, так как нарушают Конституцию. Например, изъятие водительского удостоверения до уплаты штрафа. По сути, это было взятие документа под залог. Сейчас вернуться к подобной мере невозможно. А как еще проконтролировать уплату штрафа?

    В соответствии с Бюджетным кодексом штрафы поступают на счета муниципальных образований. Госавтоинспекция не имеет права иметь юридический адрес и, соответственно, банковский счет, который она могла бы контролировать, по аналогии с коммунальными службами. Например, "Мосэнерго" или какой-нибудь телефонный узел сами ведут счета и сами их контролируют. Такой-то не заплатил - пени ему или отключить от благ цивилизации. У ГИБДД такой возможности нет, а других процедур в нашем законодательстве не предусмотрено. Зато водителю вменено в обязанность после уплаты штрафа предъявлять квитанцию в то подразделение, которое его выписало. Что, разумеется, усложняет и жизнь водителя, и самого подразделения.

    На эту тему была изучена мировая практика, и, учитывая положительный опыт Франции, сейчас рассматривается вопрос о привлечении к ответственности на основании показаний технических средств, которые работают в автоматическом режиме. Это позволит решить сразу несколько проблем. Во-первых, уберет человеческий фактор, ведь наказывать нарушителя будет уже не инспектор, а прибор, который и взяток не берет, и в разговоры не вступает. Во-вторых, позволит установить постоянное наблюдение за опасным участком. Ведь инспектор тоже человек, ему и поесть надо, и в туалет сходить, он и заболеть может. В-третьих, эта техника позволит сократить количество инспекторов, задействованных в такой неблагодарной работе, как контроль за нерадивыми водителями. Уже не инспектор будет брать нарушителя на мушку, фиксировать нарушение и оформлять его. Прибор заметит превышение скорости, проезд на запрещающий сигнал светофора, выезд на встречную полосу движения - все то, что может быть зафиксировано при помощи видеоаппаратуры. После этого "железяка" проработает базу данных, установит собственника транспортного средства, распечатает постановление-квитанцию и отправит ее соответствующему лицу. Если это лицо считает себя невиновным - например, за рулем был другой человек или машину угнали, - оно может обжаловать решение.

    Как в действительности будет реализована эта схема, сейчас сказать сложно. Уже все готово для проведения эксперимента в Москве. Известно и то, где можно будет установить подобную аппаратуру для наработки базы данных. Она будет фиксировать нарушения, просчитывать, выписывать протоколы. Правда, пока никуда не будет их отправлять. Собранная статистика позволит просчитать экономический эффект: какая сумма будет затрачена на оборудование, какая сумма будет возвращена государству за счет штрафов и как это все реально будет работать. Кстати, во Франции уже на второй год эксплуатации эта система не только окупила себя, но и начала приносить доход.

    Между прочим, аналогичные системы предполагается также установить и на некоторых федеральных трассах. В одном из пунктов программы предлагается замена некоторых стационарных постов на подобные автоматические приборы.

    Понятно, что стоят они недешево, да и наладка оборудования обойдется в копеечку. Но оказывается их не так много и надо.

    - Во Франции их установлено около тысячи, - рассказывает Владимир Кузин. - И этого вполне достаточно для этой страны. На следующий год они планируют довести их количество до полутора тысяч. Нам тоже не так уж и много их надо. Ведь вряд ли они нужны на сельских улицах? Они будут устанавливаться в крупных городах и на федеральных трассах. В районном городе, где максимум две полосы для движения, зачем они нужны? Можно поставить один в наиболее опасном участке. Мы же постоянно изучаем состояние безопасности на дорогах и анализируем очаги аварийности, изучаем причины. Если это превышение скорости, то почему бы не поставить такой прибор? Но не просто бездумно всю Россию покрыть, нет, конечно. Все должно просчитываться: и экономическая целесообразность, и государственная безопасность.

    Но для того чтобы эта система смогла работать, требуется еще внести изменения в законодательство. Причем не просто переложить ответственность с водителя на владельца транспортного средства. Основное - нужно вносить изменения в презумпцию невиновности. То есть обвинять владельца без доказательства его вины. Если сейчас в кодексе говорится, что никто не должен доказывать свою невиновность, то для водителя этот пункт надо сделать исключением. Только при этом условии наказывать на дорогах сможет бескомпромиссный прибор. Но для автовладельца появится принцип презумпции виновности: либо он должен доказать свою невиновность, либо будет привлечен к ответственности.

    Кстати, в тех пятнадцати законопроектах, о которых мы говорили выше, уже есть предложения о введении ответственности владельца транспортного средства.

    Права через компьютер

    Но чтобы сократить аварийность, мало одной неизбежности наказания. Ведь зачастую на дорогу выезжают абсолютно неподготовленные водители. Ни для кого не секрет, что права можно просто купить. Что в автошколах за определенную мзду можно договориться об облегченной сдаче экзамена в ГИБДД. Что сдавать экстерном можно долго, но за несколько бумажек "сверху", удачно.

    Для решения этих проблем требуется значительно ограничить самостоятельную подготовку граждан для получения водительских прав. Ввести технические средства контроля за проведением экзамена. Ведь если компьютеры в теоретической части экзамена как-то отстранили инспектора от оценки знаний кандидата в водители, то вождение оценивается субъективно. Элементарные камеры и датчики позволят отсечь человеческий фактор от практической части. Попробуй докажи электронике, что ты не задел стойку на площадке. А принимать экзамен у кандидатов предлагается комиссионно.

    Также предлагается усилить ответственность автошкол и экзаменаторов. Вплоть до того, что за каждого получившего права будет отвечать тот, кто учил кандидата, и тот, кто выдавал ему права.

    Цена вопроса

    Все эти программные мероприятия стоят немалых денег. И удивляет в предлагаемом бюджете то, что на "повышение правового сознания и предупреждение опасного поведения участников дорожного движения" средств выделяется значительно больше, чем на "организационно-планировочные и инженерные мероприятия, направленные на совершенствование организации движения транспортных средств и пешеходов в городах". По первому пункту в оптимистическом варианте программы предусмотрено аж 10 миллиардов рублей, по второму - всего 7.

    Однако удивляться тут особо нечего. Ведь в первый пункт входят и обучение детей в школах, подготовка водителей, выпуск методической литературы. А также строительство автодромов, установка тех самых электронных приборов, о которых мы рассказывали выше, установка информационных табло и пр.

    В МВД "РГ" также заверили, что средства будут выделяться не в целом на какой-то пункт программы, а непосредственно на реализацию конкретного проекта. Конкретное мероприятие - конкретные деньги.


    Высокая смертность в результате ДТП - проблема не только в России. Каким образом обеспечивают безопасность дорожного движения в других странах?

    Канада

    Здесь действует система поэтапного доступа к управлению транспортным средством. Человек прошел курсы и получил так называемые ученические права. Он имеет право управлять автомобилем только под руководством наставника. Через год - он получает временное водительское удостоверение. Теперь он может передвигаться и без наставника, но с некоторыми ограничениями. Например, только в светлое время суток, перевозить только одного пассажира. Ему также запрещается употреблять за рулем любое количество алкоголя. Отъездив положенный срок с этими ограничениями он получает уже обычные полноценные права.

    Надо сказать, что такая система действует не только в Канаде, но и в ряде других стран. Ограничения и сроки в них несколько отличаются. Также в некоторых странах после каждого этапа кандидат в полноценные водители должен сдавать экзамен, для того чтобы повысить свою квалификацию.

    Южная Корея

    На каждого кандидата в водители заводится пластиковая карта. На ней информация о владельце, об оплате, о посещениях им занятий, о ходе обучения, результаты экзамена...Изучать правила дорожного движения кандидат может самостоятельно. В школе же он учится для начала на тренажере. На нем же он отрабатывает те упражнения, которые должен выполнить в дальнейшем на автодроме. После отработки положенных часов его допускают к занятиям на автодроме. Здесь он обучается не менее 20 часов. И только потом его выпускают на учебный маршрут на реальной дороге. Здесь он должен откатать 15 часов. Контролируется время обучения при помощи той самой пластиковой карты.

    Экзамен принимается либо в школе либо на муниципальном автодроме. Трасса и машина оборудованы специальными датчиками. Специальный компьютер считывает с них информацию об ошибках кандидата. На выполнение каждого упражнения отводится определенное время. Экзамен сдан, если кандидат уложился в лимит времени и не превысил допустимого количества штрафных балов.

    Во время экзамена в машине нет ни инструктора, ни полицейского.

    Сингапур

    В 1983 году в Сингапуре за нарушения дорожного законодательства была введена балльная система. За 24 штрафных балла водителя лишают права управления на три месяца. К слову, 6 баллов - это проезд на красный свет. При прохождении дополнительного курса обучения по безопасности дорожного движения в автошколе срок лишения прав сокращается на месяц.

    Балльная система действует и в отношении дорожников. За 300 баллов организацию на месяц отстраняют от подрядных работ. 200 баллов можно получить уже только за то, что на дороге оставлен предмет, который может помешать движению транспорта.

    За управление авто в состоянии опьянения в первый раз - штраф в размере от 1000 до 5000 сингапурских долларов (в среднем от 600 до 3000 американских долларов) и тюремное заключение на срок до 6 месяцев. Второе нарушение - от 3000 до 10 000 сингапурских долларов и заключение на срок до года. За третье нарушение - штраф до 3000 сингапурских долларов и заключение на срок до 3 лет.

    Франция

    В 2003 году начала действовать автоматизированная система. На дорогах установлено 600 видеокамер. Внесены изменения в законодательство: нарушение фиксируется при помощи радара, ответственность ложится на владельца транспортного средства.

    Обычный тариф штрафа - 137 евро. Если водитель платит в течение двух недель, то сумма составляет лишь 90 евро. Если штраф не уплачен в течение 45 дней, то нарушителю придется выложить 375 евро. Если штраф не уплачен в течение трех месяцев, то блокируется банковский счет нарушителя.

    В местах установки радаров количество ДТП снизилось за год на 85 процентов.

    Если в 2003 году было зарегистрировано около восьми тысяч погибших в ДТП, то в этом году погибших на дорогах около пяти тысяч человек.

    Израиль

    Наблюдение за дорогами ведется из Центра контроля и управления движением. Помимо стационарных камер слежения, за дорогами наблюдают с вертолетов и дирижаблей. Даже специальные таблички на трассах установлены: "Эта трасса контролируется с воздуха". Нарушения фиксируются тут же.

    Тем не менее в стране в последнее время наблюдается рост аварийности. Поэтому в этом году была принята программа по снижению смертности на дорогах с 500 до 300 человек в год. В частности, со следующего года изучение правил дорожного движения становится обязательным школьным предметом. Без сдачи экзамена по нему не будет выдаваться аттестат зрелости.

    Поделиться