С 1 января автовладельцы будут платить автостраховку по-новому
По словам начальника управления методологии страхования Российского союза страховщиков (РСА) Владимира Козлова, нововведения коснулись пяти принципиальных моментов.
Во-первых, правительство более детально прописало порядок применения коэффициентов по скидкам-надбавкам (бонус-малус) за безаварийную езду. Если, к примеру, к управлению авто допущены несколько водителей с разными классами, то будет использоваться коэффициент "наихудшего" водителя. Например, если к управлению автомобилем допущены три водителя, первый имеет скидку 5 процентов, второй не имеет ни скидок, ни надбавок, а третий имеет надбавку за аварийность 40 процентов, то при расчете премии страховщик применит повышающий коэффициент 1,4 (по третьему водителю).
Во-вторых, максимально детализированы формулы расчета страховой премии для физических, юридических лиц и иностранцев. Теперь каждый автовладелец сможет самостоятельно рассчитать свою страховую премию в зависимости от типа авто, мощности двигателя, времени приобретения полиса и даже гражданства. Всего в постановлении прописано 18 формул вместо бывших 4. Кроме того, даны разъяснения по применению отдельных коэффициентов. Так, в частности, с точностью до одной стотысячной прописан коэффициент пересчета мощности двигателя транспортного средства из киловатт в лошадиные силы. Это актуально для владельцев иномарок. Один киловатт у иномарки отныне равняется 1,35962 "нашим" л.с. Такая ювелирная точность избавит страховщиков от погрешностей при отнесении страхователя, точнее, его транспортного средства в ту или иную группу. И как следствие - недовольства и вопросов автовладельцев иномарок.
В-третьих, правительство скорректировало коэффициенты расчета страховки в зависимости от мощности двигателя легкового автомобиля. В выигрыше остались владельцы автомобилей мощностью свыше 150 л.с - для них коэффициент стал 1,7 вместо 1,9. Эта поправка внесена из-за того, что более мощные машины, чаще всего иномарки, более надежны, оборудованы хорошими средствами защиты, и прежний страховой тариф, по мнению специалистов, был для них завышен. Дешевле обойдется страховка и для владельцев авто с мощностью больше 95, но меньше 100 л.с.
Четвертое новшество касается определения базовой ставки страхового тарифа. Напомню, что раньше он определялся в зависимости от типа транспортного средства, указанного в паспорте транспортного средства (ПТС). В реальности страховщики часто сталкивались с ситуациями, когда в ПТС указывался тип транспортного средства, который отсутствовал в постановлении правительства. В результате автовладелец и страховщик спорили, по какому тарифу надо страховать, например, бетономешалку или пожарную машину. Теперь при определении базовой ставки страхового тарифа помимо типа транспортного средства учитывается и его категория. И в случае если тип авто противоречит его категории, то базовая ставка определяется по категории.
Кроме того, правительство уравняло маршрутные микроавтобусы с такси. Ранее владельцы, например, "Газелей" стремились "провести" эти машины как легковые, чтобы платить меньшую страховку в 1620 рублей. Теперь они такой лазейки лишены.
Уточнены и так называемые территориальные коэффициенты для российских городов и весей. К примеру, для Московской области установлен единый, усредненный коэффициент 1,7 вместо двух прежних 1,8 и 1,6 для различных районов области. Это также, по словам Владимира Козлова, снимет споры по поводу расчета базовых ставок для жителей 30 населенных пунктов областного подчинения (таких как Дубна, Троицк и др.), не входящих в районы Подмосковья. Кроме того, одним усредненным коэффициентом 0,5 теперь объединены два типа российских территорий - города и населенные пункты с численностью населения от 10 до 50 тысяч (до сих пор для них действовал коэффициент 0,6) и так называемые прочие населенные пункты (для них "работал" коэффициент 0,4).