"АвтоВАЗ" выбирает нового руководителя
Сегодня в Тольятти пройдет внеочередное собрание акционеров "АвтоВАЗа", на котором изберут нового главу компании и состав совета директоров. По сути произойдет смена собственника. Среди кандидатов в руководящий орган половина - представители госструктур. Характерно, что в минувшие выходные на всех заводских проходных появилось второе кольцо охраны.
В нем стоят около полутора сотен сотрудников МВД, вооруженных автоматами. А в самое ближайшее время в Тольятти прибудет еще около сотни иногородних милиционеров. Как стало известно корреспонденту "РГ", с просьбой прислать именно такую охрану в МВД России якобы обратилась служба безопасности "АвтоВАЗа". Такого ужесточения мер безопасности заводчане не помнят со времен проведения операции "Циклон", проходившей здесь восемь лет назад.
Напомним, что 27 октября председатель совета директоров Владимир Каданников сообщил о своей внезапной отставке. Эта новость долго обсуждалась аналитиками и экспертами. Главным моментом всех этих дискуссий было предположение того, что у предприятия появляется новый владелец - его генеральный партнер по многим направлениям деятельности - Группа компаний СОК. Однако к 22 ноября произошло то, чего мало кто не ожидал. Известие это повергло потенциальных владельцев в шок. В списке 12 кандидатов в новый совет директоров "АвтоВАЗа", половину мест заняли представители государства - "Рособоронэкспорта", "Роспрома" и Внешторгбанка. Фактически это означало, что гигант отечественного автостроения должен перейти под контроль госструктур. Многие тут же вспомнили и такое слово, как национализация. Представителям завода в нем досталось всего три места вместо прежних восьми. А никаких признаков СОКа там и в помине не было, хотя именно эта группа обеспечивает едва ли не половину поставок комплектующих на "АвтоВАЗ" и держит под своим контролем сбыт автомобилей и рынок запасных частей.
"Отжим" СОКа
А тем временем на заводе и возле него, хотя новая команда его управленцев еще в пути, уже происходят события, которые можно считать знаковыми. Прежде всего началось то, что местные СМИ окрестили "отжиманием СОКа". На днях неожиданно подал в отставку директор по охране собственности и правопорядка "АвтоВАЗа" Сергей Очиров. Кроме того, сейчас на заводе уже в открытую говорят о скорых отставках и других менеджеров, так или иначе связанных с СОКом. Всего же в структурах "АвтоВАЗа" сейчас, по некоторым оценкам, порядка 30 процентов составляют выходцы из СОКа.
Практически одновременно с отставкой Очирова в тольяттинском и самарском, а параллельно и московском офисах СОКа прошли проверки и выемки некоторых документов. По мнению местных аналитиков, это результат работы в регионе следственной группы из сотрудников Генпрокуратуры, ФСБ, МВД и ФНС России, которая появилась здесь еще в канун заседания совета директоров "АвтоВАЗа". Влиянию этой группы приписывают и тот факт, что на прошлой неделе областное ГУВД возбудило два уголовных дела. Одно - "против неустановленных лиц" по факту неуплаты "АвтоВАЗом" налогов на сумму 230 миллионов рублей. Основанием послужили "избыточные требования завода по возмещению налога на добавленную стоимость при закупке комплектующих. Другое - по факту покупки заводом молибдена по ценам вдвое выше рыночных. Подробности этих дел "в связи с интересами следствия" пока не разглашаются.
Источники в ГУВД области и УВД Тольятти поделились с корреспондентом "РГ" своими предположениями о том, что на предприятии сейчас идет очередной и своеобразный этап операции "Циклон", которая проводилась несколько лет назад. Но если прежде с завода вытеснялись криминальные элементы, то сейчас - "эксклюзивные партнеры".
Торговля вазовскими запчастями, по некоторым данным, оказывается, приносит куда больше прибыли, чем готовыми машинами. Объем этого рынка оценивается в 35-40 миллиардов рублей, а 20-процентная прибыль от комплектующих вдвое превышает прибыль от сборки автомобилей. И еще любопытная деталь: пятилетний эксклюзивный контракт "АвтоВАЗа" с СОКом предусматривает, что в случае одностороннего отказа от него автозавод должен заплатить последнему штраф в размере 14 миллиардов рублей.
Руководство "Рособоронэкспорта" уже предупредило всех поставщиков комплектующих о том, что сразу после внеочередного собрания акционеров начнется пересмотр всех существующих контрактов. Новые будут заключаться только на условиях экономической целесообразности для предприятия. А сегодняшнее руководство "АвтоВАЗа" тем временем заявило о своем намерении закупать часть комплектующих, к примеру, сидений, за рубежом, так как качество отечественных не отвечает требованиям завода.
Новый автомобиль или сборка?
Однако, мнения аналитиков относительно большой задачи не просто расходятся, но расходятся весьма полярно. Одни считают, что главное - это создание нового, современного и, что очень важно, качественного российского автомобиля. Другие, ссылаясь на заявление Владимира Каданникова десятилетней давности о том, что отечественный автопром навсегда отстал от мирового, уверены: только переход на сборку иномарок из машинокомплектов с мизерной частью отечественных комплектующих может удержать завод на плаву.
На стороне первых самарский губернатор Константин Титов, считающий, что хотя для вывода такого предприятия нужен колоссальный менеджмент во главе с кризисным управляющим уровня Ли Якокка. Но скептики настаивают, что в нынешних беспредельных российских условиях бессильны управленцы даже такого уровня.
Похоже, что идею создания народного конкурентоспособного автомобиля разделяет и еще один из кандидатов на пост председателя совета директоров, руководитель Федерального агентства по промышленности Борис Алешин. В недавнем интервью агентству Прайм-ТАСС он сказал, что занимается разработкой программы стратегического развития предприятия, которую представит на внеочередном собрании акционеров. Эта программа включает снижение издержек, расширение модельного ряда, платформ, на которых будут базироваться автомобили, а также создание производств с новыми технологиями. Об иномарках в этой программе не говорится ни слова.
Но, судя по всему, и второй путь тоже значится в планах новой команды. Минпромэнерго России уже объявило, что рассматривает проект, предполагающий использование промышленной сборки из инокомплектующих.
Социалка за бортом?
Роль и значимость "АвтоВАЗа" в современной российской экономике недооценить и переоценить очень трудно. Завод сегодня обеспечивает 70 процентов поставок российских автомобилей на внутренний рынок. И хотя доля их на рынке все время снижается, а в этом году впервые опустилась уже ниже 40 процентов, тем не менее она весьма значительна. "АвтоВАЗ" дает около двух процентов поступлений в федеральный бюджет, около четверти - в областной и практически полностью содержит город Тольятти с более чем 750-тысячным населением. На самом заводе и крупнейших местных структурах - его смежниках - занято около 150 тысяч человек. Получается, что все эти предприятия кормят более половины населения города. И в случае каких-то серьезных неприятностей с градообразующим предприятием его судьба может оказаться совершенно непредсказуемой. Недаром здесь родилась поговорка: из-за легкой простуды на заводе не только громко чихает весь Тольятти, но лихорадит и всю область. И вполне естественно, что интерес к развитию ситуации на предприятии и его будущему после перехода под государственный патронат выходит далеко за пределы заводских проходных.
Тем временем
Возбуждено еще одно уголовное дело против топ-менеджеров завода. Директор по учету, налогам и аудиту "АвтоВАЗа" Николай Хатунцев и его заместители Юрий Курилов, Евгений Ходырев и Наталья Лисовская подозреваются в том, что в 2003 году способствовали уклонению от уплаты НДС в сумме более 122 миллионов рублей.