С Тверской улицы Москвы уберут все светофоры
Его цель, заявил мэр, к 2008 году реконструировать главную магистраль столицы так, чтобы от самого въезда в город на Ленинградское шоссе и далее по Ленинградскому проспекту и всей улице Тверской вплоть до Кремля москвичи могли ездить на автомобиле без единой остановки.
Никто не мигнет - "проезжай"
Прежде чем принять окончательное решение, специалисты, слово которых хотел услышать Лужков, сели в один большой автобус и прокатились вместе с мэром по всему маршруту. Ведь если каждый из них поехал бы на персональном авто, то, несмотря на субботу, когда дороги в Москве все-таки посвободнее, пробка на Ленинградке возникла бы такая, какая там бывает с утра до вечера в будни. Дело в том, что интересы слишком многих людей затрагивает проект. Достаточно сказать, что предстоит построить пять новых транспортных развязок, реконструировать три существующие, а также расширить Ленинградский проспект до восьми полос движения в каждую сторону (сейчас в направлении к области - всего четыре полосы). Кроме того, параллельно с этим будут реконструированы три центральные площади Москвы - Пушкинская, Триумфальная и Тверской Заставы.
"Мы свели воедино все, что прежде разрабатывалось по разным проектам, и предложили мэру реализовать все это в комплексе", - объяснил корреспонденту "РГ" главный архитектор Москвы Александр Кузьмин. Несмотря на гигантскую цену - 57 миллиардов рублей или почти два годовых дорожных фонда Москвы, мэр согласился. Половину из них вложат инвесторы. И в этом тоже принципиальная новизна проекта.
Первое же революционное решение, которое власти приняли после совместного путешествия, - убрать все светофоры! Кроме одного - на повороте с Охотного Ряда на улицу Тверскую, возле Государственной Думы, никак не влияющего на скорость транспортного потока. Впрочем, как удалось выяснить корреспонденту "РГ", уцелел пока еще один светофор - на повороте с Ленинградки на улицу Правды, к зданию редакции "Российской газеты". Руководитель управления транспорта НИИ Генплана Михаил Крестмейн вспомнил, что появился он когда-то по просьбе ЦК КПСС, чтобы удобнее было возить на Старую площадь гранки готовящегося к выпуску номера газеты "Правда". А что делать с ним теперь, чтобы выезжающие со своей улочки журналисты не останавливали поток машин на Ленинградском проспекте, архитекторы пока не знают.
Зато всех остальных "красноглазых" врагов автомобилистов решено безжалостно снять. Для того чтобы машины могли ехать, не снижая скорость, под Пушкинской площадью, на пересечении Тверской со Страстным и Тверским бульварами, будет построен тоннель. В районе Белорусского вокзала расширят на две полосы движения так называемый путепровод Белорусского вокзала - самое узкое место на переходе Ленинградского проспекта в улицу Тверскую. Проектом реконструкции площади Тверской Заставы у Белорусского вокзала, работы над которым идут с 22 декабря прошлого года, это прежде не предусматривалось. Но как сообщил корреспонденту "РГ" Александр Кузьмин, зодчие поняли, что вся работа по увеличению пропускной способности Ленинградского проспекта пойдет насмарку, если одновременно не сделать этого. Благодаря тому, что "дырка" под путепроводом, ведущая с Бутырского Вала на Грузинский Вал, станет вдвое шире: три полосы движения в одну сторону и три в другую.
Не попадет в "каменный мешок" и интенсивно развивающийся район Ходынского поля. Думаю, что новость о том, что возле него решено построить еще два тоннеля - один для въезда на Ходынку из центра города, другой - для выезда в область, порадует не только его жителей. Ведь уже в 2007 году там состоится чемпионат мира по хоккею, который примет строящийся сейчас Ледовый дворец на 14 тысяч зрителей. Саму Ленинградку расширят только за счет снятия трамвайных рельсов (трамвай останется в нынешнем виде). Зато бульвар посреди магистрали решено не трогать. От пробок на пересечении с Волоколамским шоссе избавит самая сложная, по мнению проектировщиков, трехуровневая тоннельно-эстакадная развязка у станции метро "Сокол". Развязки с улицей Фестивальной и Головинским шоссе, расположенные ближе к окраине города, будут тоже эстакадно-тоннельными, но несколько попроще и подешевле.
А вот на предстоящих преобразованиях в районе метро "Войковская" стоит остановиться подробнее. Дело в том, что именно сюда раньше всех придут Четвертое транспортное кольцо и Малое кольцо Московской железной дороги, уже приспособленное под перевозку пассажиров. Для того чтобы москвичи могли пересаживаться с одного вида транспорта на другой в комфортных условиях, здесь построят мощнейший транспортно-пересадочный узел, а также перехватывающую парковку на 500 мест, на которой захотят оставить свое авто те, кто дальше предпочтет двигаться на метро или автобусе.
Долго архитекторы ломали голову над тем, как расшить еще одно узкое место - мост через Химкинское водохранилище, на берегах которого появляется все больше спортивных сооружений, а проехать крайне тяжело. Точку снова поставил Лужков. "Реконструировать его -себе дороже, - сказал он. - Давайте лучше построим еще один мостик и по одному пустим движение в городе, а по другому - из города в Подмосковье".
Демисезонный город
Но борьба с пробками -не единственная цель грандиозного проекта, который по масштабам можно сравнить разве что с первым преобразованием улицы Тверской, начатой в соответствии с генпланом 1935 года еще до войны и законченной уже в послевоенные годы. "Когда появляются дороги, обновляется вся жизнь", - напомнил Кузьмин. Вот и в данном случае реконструкция главной московской трассы, как посчитали архитекторы, потянет за собой новое грандиозное строительство и вокруг нее. Оценивают его примерно в 10 миллионов квадратных метров. Это новые спортивные и культурные сооружения, жилье, кинотеатры, рестораны и так далее. "Мы получим целый демисезонный город, по улицам которого приятно гулять в любое время года, - радуется главный архитектор. - Согласитесь, для нашего сурового климата это немаловажно".
Для того чтобы реализовать эту идею, Лужков согласен даже чуть ли не на подкоп под родную мэрию. В начале улицы Тверской и до Камергерского переулка решено соорудить пятиуровневый подземный комплекс, который по сути станет продолжением комплекса на Манежной площади. Два верхних этажа в нем отдадут под торгово-развлекательный центр, а три нижних - под парковку на 820 мест. Туда смогут ставить машины как чиновники расположенных по соседству контор, так и горожане, приезжающие в центр города за покупками или просто погулять.
Не нужно будет ходить по длинным холодным переходам, начиная с 2007 года, и на Пушкинской площади, чтобы пересесть, скажем, со станции метро "Пушкинская" на "Чеховскую". "В каждую станцию здесь можно будет войти по теплому путеводу прямо с улицы Тверской", - рассказал корреспонденту "РГ" Фазиль Ибрагимов, менеджер компании, которой доверено построить здесь крупный подземный комплекс с торговым центром и четырехуровневым паркингом на 929 мест. - В сам же торговый центр можно будет попасть чуть ли не из вагона любой из расположенных здесь трех станций. В отличие от бутиков магазины в нем ориентированы на покупателей со средним достатком. Кинотеатрам и прочим досуговым заведениям место тоже найдется.
Еще один громадный комплекс и тоже под землей москвичам и гостям столицы предстоит осваивать на площади у Белорусского вокзала. Здесь добавится еще 1400 мест для паркингов, и снова - новые магазины, рестораны, кино...Отличие от других: эта площадь будет подогреваемой, значит, дворник с метлой и ломиком для очистки от сугробов здесь не потребуется. По мнению мэра, это необходимо и для удобства москвичей, и для того, чтобы не испортить красивый ансамбль нового комплекса.
А Маяковка из сплошной парковки превратится вообще в сплошные цветники и газоны - с лавочками для влюбленных. Словом, почти как и предполагалось по еще "сталинскому" плану. Машины же с площади и здесь уйдут в паркинг под землю.
Каких неприятностей ждать москвичам?
Так уж устроена жизнь, что кто-то ждет не дождется новостройки, где можно, скажем, приобрести новую квартиру, а кто-то пугается, глядя, как растут этажи того же самого дома, и просчитывает, каких ему бед ждать от него. Вот и тут. "Мы постараемся причинить как можно меньше неприятностей москвичам, - заверил, например, корреспондента "РГ" вице-президент ОАО ТДЦ "Тверской" Халук Бозуглы - инвестор из Турции. - Движение по Тверской перекрывать в ходе строительства не будем. Не будет пробок - меньше будет выбросов от машин, значит, и экология будет лучше. А зелени на Пушкинской площади, когда транспортный поток уйдет в тоннель, будет даже вдвое больше - сквер увеличится ровно вдвое". Но люди все равно переживают. Например, жители дома, в котором был когда-то магазин "Наташа", - по поводу того, что их квартиры могут пострадать из-за того, что транспорт в итоге реконструкции будет проходить ближе к родным стенам. "Там звезды шум поднимают, например супружеская чета - Александр Лазарев и Светлана Немоляева", - шепнул кто-то мэру. "Звезды - не звезды... Важно, что это - голос москвичей, - немедленно отреагировал мэр. - А значит, проект надо исправить".
Тех же, кого волнует судьба памятников, спешу успокоить: Пушкин и Маяковский - это святое даже для иностранных инвесторов. Оба останутся на своих местах. А вот Алексея Максимовича Горького у Белорусского вокзала слегка подвинут поближе к улице Тверской, чтобы он не оказался в "дорожной петле".
Оставался самый сложный вопрос - о сроках. "Да если мы будем делать "захватками" - кусочек за кусочком, москвичей измучаем и сами тоже намучаемся. Вести работы надо параллельно - на всех объектах сразу. Так, чтобы в 2008 году закончить все", - принял мэр решение.