Соляной бум
К подорожанию продуктов питания в начале года привыкли все. Инфляция, складывающаяся из роста стоимости топлива, энергии, транспортных перевозок, как обычно, прибавляет к цене товара еще несколько единиц. Именно поэтому едва заметным стал февральский скачок цены на сахар – на 6 – 8 рублей за килограмм. Но за неделю рост ускорился, и люди распознали в нем иную природу – не инфляционную.
Заместитель директора департамента потребительского рынка администрации Ярославской области Валентина Шишина сказала корреспонденту «Российской газеты», что в прошлом году своего сахара в стране произведено мало. Его доля в структуре внутреннего рынка составляет всего 30 процентов, остальное завозится из ближнего и дальнего зарубежья. Но и там случились проблемы – на Кубе тоже неурожай, в Бразилии – наводнение, в Украине – нестабильность, плюс увеличилась транспортная составляющая в цене. Вследствие этого сырец подорожал до 440 долларов за тонну, это 14 – 15 рублей за килограмм, да таможенные пошлины достигают 60 процентов. Если учесть и торговые накрутки, то экономически обоснованная цена песка должна колебаться в отметке 30 рублей с хвостиком.
Правда, торговля, и это ей не возбраняется, может подзаработать и на ажиотаже покупателей: будет выше спрос – вырастет и цена. Примером служит создавшийся дефицит и другой «белой смерти» – соли. В воскресенье к сотрудникам редакции приходили соседи с настоятельными рекомендациями купить соль, ведь ее нигде нет. Так и оказалось – найти соль удавалось в лучшем случае в третьем магазине, и то последнюю пачку. Замдиректора одной из торговых компаний Ярославля, занимающейся оптовой продажей соли, рассказала – с изрядной долей изумления, – что товар покупают такими темпами, что он просто исчезает:
– Чего люди хотят засолить зимой? У нас запасов осталось на один день. Полвагона соли мы продали за два дня, а обычно в зиму вагон продаем целый месяц. Дорожает соль украинского производителя, российская пока держится. В рознице потребители предпочитают украинскую пачку или нашу йодированную, а оптовый потребитель берет илецкую – нефасованную. Мы держим оптовую цену 3,8 рубля, подтягиваем только на величину инфляции – это около 30 копеек за килограмм. На завтра мы уже заказали у наших поставщиков товара намного больше обычного количества.
По словам Валентины Шишиной, в магазинах европейской части России преобладает украинская соль. В начале месяца появился ажиотаж покупателей, розничные продажи увеличились в 30 – 40 раз. Поскольку никто из владельцев магазинов не делает, как это было раньше, запасов на 3 недели – давно отпала необходимость, – спрос цепной реакцией смел товар с прилавков.
Экспресс-опрос, проведенный нашими корреспондентами, однако, показал, что все же большая часть горожан склонна относиться к возникшему вдруг ажиотажу с юмором. Люди опираются на собственный опыт: такое-де уже случалось, и не раз, но потом все входило в норму. Ведь все знают – запасов соли в России хватит на всех. Кроме того, ее человеку много не надо – всего 5 килограммов в год, в отличие от сахара, потребность в котором выросла до 40 килограммов. Не исчезнет нужный товар и сейчас, а запинаться о мешки и коробки в собственной квартире – кому нужно?
Сахарная лихорадка
В понедельник вечером ажиотажный спрос докатился с юга России и до Владимира. Только он носил больше сладкий, чем соленый, вкус.
Во вторник утром в магазине на улице Юбилейной разобрали весь песок. А в магазине этой же торговой сети в другом конце города за понедельник было продано 1200 килограммов сахарного песка при обычной дневной норме 150 килограммов.
– Кто-то заранее пустил слух, что сахар подорожает, – объясняет покупательский всплеск на сахар товаровед Татьяна Бумагина. – И он, к сожалению, пока оправдывается. В январе мы продавали сахарный песок по фиксированной цене 20 рублей 50 копеек за килограмм, за прошедшую неделю цена на него выросла до 23 рублей 50 копеек, а с понедельника – уже до 26 рублей 50 копеек. Но и это не предел. Оптовая фирма, специализирующаяся на поставках продовольствия в наш город, уже отпускает сахар по 26,5 рубля. Магазины нашей сети работают напрямую с поставщиками, а ведь немало таких, которые делают закупки через склады на оптовых рынках. И вот результат: в районе Юрьевца, где я живу, цена на сахар поднялась до 29 с полтиной.
Сергей Ползунов, начальник отдела маркетинга другой торговой фирмы Владимира, ничего страшного в этом не видит:
– С начала года цены на сахар поднялись на 25 процентов, но рост был постепенным, а не скачкообразным. Подорожание продолжается. Такое же постепенное. Но песка, соли и круп у нас хватит. Ажиотаж дутый.
По данным мониторинга цен за январь, проведенного департаментом цен и тарифов, самое существенное подорожание в области произошло на сахар – на 18,6 процента, на втором месте мука – 14 процентов, на третьем соль – 9,7 процента. И это не предел.
– При нынешних свободных ценах ситуацию могла бы поправить интервенция на рынке из госрезервов, – считает заместитель директора департамента Анатолий Пронин.