24.03.2006 01:00
Поделиться

Диакон Андрей Кураев: Почему украинские выборы важны и для церковных людей

Диакон Андрей Кураев уверен, что в украинской политике есть русская идея. Но церковные голоса за этот год не присоединились к хору, восхваляющему новую власть и пинающему Януковича. Наша позиция была не капризом и не прогибом под власть, а искренним и принципиальным убеждением. Оно состоит не в том, что лучше Януковича никто не сможет править 50-миллионной Украиной, а в знании некоторых особенностей темперамента своих западных соотечественников.

Галицийское мессианство уже полтора века подпитывается западными соседями Украины как средство для развода Украины и России. У западенцев есть свое видение собственной истории, истории Украины, истории Восточной Европы. Есть своя конфессия - греко-католичество. Их говор отличается от языка Полтавы. Но в начале 90-х годов именно это меньшинство стало определять идеологию новорожденного украинского государства и его политику. Причем не только внешнюю, но и внутреннюю. В том числе языковую. В том числе религиозную.

Новые власти не мешали униатским боевикам захватывать православные храмы и избивать священников. Они убедили киевского митрополита Филарета, что политическое будущее у него будет, лишь если он объявит себя самостоятельным украинским патриархом.

Однако каждое воскресенье сегодня на Украине совершается один референдум. Люди идут в 10000 храмов, остающихся в Московском патриархате, и в 2000 храмов, где молятся за патриарха Киевского и всея Руси-Украины Филарета. Предпочтения людей очевидны.

Но президент Ющенко в своем обращении к Верховной раде в феврале 2006 года вновь заявил о создании "Единой поместной церкви" как задаче государственной политики. Слово "поместная" означает независимая от Московского патриарха. Этот пункт попал в предвыборные программы минимум двух блоков ("Пора" и "Блока Костенко"). Нетрудно предположить, какими средствами и с какой решительностью будут реализовывать госполитику в области религии.

По словам киевского политолога Владимира Еленского, "Епископат и значительная часть клира Русской православной церкви... являются одной из самых последовательных и влиятельных сил, отстаивающих реинтеграцию восточнославянских народов в единый государственный организм". Чтобы церковь перестала выступать в качестве интегратора, надо ее саму дезинтегрировать.

В 2005 - 2006 годах мы были свидетелями захватов храмов в селе Рахманив на Тернопольщине, в селах Вытиливка и Шубранец Черновицкой области, остановленная православными попытка захвата храма в г. Острог Ровенской области. Священник Олег Сирко из западноукраинского села Рахманив, где раскольники захватили построенный им храм, много месяцев голодал прямо у Верховной рады.

Может ли измениться религиозная карта Украины в ближайшие годы? Головы многих украинских священников, политиков, госадминистраторов с надеждой повернуты в сторону Стамбула. Там живет человек с титулом Вселенского патриарха. Со времен своего крещения Русь и Киев были одной из епархий Константинопольского патриархата, церковной окраиной Византийской империи. После разрушения этой империи Москва объявила о своей церковной независимости. Но Украина тогда входила в состав Польши, а потому эта перемена ее не коснулась. Лишь в конце XVII века между Москвой и Константинопольским патриархатом была достигнута договоренность о передаче Киевской митрополии в ведение Московского патриарха. Вот и тянется последние 15 лет в Стамбул вереница официальных и неофициальных посланцев украинских властей с просьбой разорвать те былые договоренности и вновь объявить украинское православие греческим в надежде, что, получив столь огромную территорию, стамбульский патриарх сам тут же от нее и откажется.

Ровно 10 лет назад константинопольский патриарх Варфоломей уже уступил подобным просьбам эстонских властей и объявил, что Эстонская православная церковь является частью его патриархата, а отнюдь не Московского. И сейчас нельзя исключить подобного пируэта. Варфоломей - гражданин Турции, родившийся в ней (таковы законы Турции, регламентирующие избрание Патриарха). Бывший офицер турецкой армии. Турецкие законы со времен революции Ататюрка жестко ограничивают активность духовенства (прежде всего мусульманского, но и христианского заодно). Патриарх не может ходить по улице в рясе. Служить он может лишь 4 раза в год. Еще в начале 70-х годов была закрыта последняя православная семинария в Турции на о. Халки. Но сейчас Турция стремится в Евросоюз. И константинопольский патриарх становится одним из наиболее значимых переговорщиков и лоббистов турецкой евроинтеграции. Конечно, в интересах Варфоломея выглядеть не лидером двадцатитысячной греческой общины Турции, а многомиллионной церкви за счет присоединения к себе украинского православия. Турецкие власти вряд ли будут против такого развития событий.

И если в новом украинском парламенте не будет мощного представительства сил, выступающих за сохранение канонического единства украинской церкви и московского патриарха, то очень скоро к флагам НАТО в бухтах Севастополя присоединятся молитвы за турецкого патриарха в храмах Киева.

Но всецелой поддержки у церковного народа Украины эта перемена все равно не вызовет, значит, будет новый раскол.

Но там, где есть страхи, должны быть и надежды.

По опросам Партия регионов может набрать до трети голосов. Это неплохой блокирующий пакет в случае если парламенту будет предложено голосовать за вхождение Украины в НАТО. И это позволит не пропускать новых утеснений русскоязычного населения Украины.

Итак, в украинской политике, в украинских выборах есть русская идея. Есть люди, готовые ее отстаивать. Есть лидер. Сложный человек со сложной судьбой. Но раз он был гонимым, есть надежда, что, вернувшись во власть, он сможет понимать боль других. И он знает, что такое покаяние (его исповеди принимал схиархимандрит Зосима, один из наиболее почитаемых украинских старцев-духовников).

Еще есть надежда, что к следующим украинским выборам Россия станет сильнее и привлекательнее. Поэтому важно, чтобы Украина за, надеюсь, последние годы нашей немочи не опоясала свои восточные границы колючей проволокой.