В довольно жестких формулировках премьер-министр Михаил Фрадков предупредил оппонентов из ведомства Грефа и Кудрина, чтобы "не превращали заседание комиссии в схоластический спор", и поручил досогласовать расхождения в цифрах на 2008 и 2009 годы в трехлетнем финансовом плане. В частности, по распределению 100 миллиардов рублей на 2008 год.
Минфин, конечно же, не девушка, чтобы его любить, но Фрадков в последнее время как-то все больше симпатизирует этому ведомству. То ли потому, что отсутствует главный финансист Алексей Кудрин и все цифры бюджета на три года несет на своих хрупких плечах его заместитель Татьяна Голикова, то ли обнажилась вина за отсутствие женщин в правительстве. Ведь будучи в Аргентине Фрадков как-то особо сожалел, что так мало представительниц прекрасного пола в кабинете министров и обещал этот недостаток в ближайшее время исправить. Но все никак не удается. Пока глава правительства занят тем, что разводит по разные стороны баррикады двух министров - Кудрина и Грефа, которые никак не могут договориться о том, сколько надо денег стране, инвестфонду и на другие инвестиционные расходы. И чаша весов премьера все больше склоняется в сторону финансиста. Во всяком случае, уже не первый раз при представлении трехлетнего финплана Фрадков публично поддерживает консервативный вариант Алексея Кудрина.
Суперконсервативный вариант трехлетнего финплана, который на прошлом заседании бюджетной комиссии представляла Татьяна Голикова, в этот раз после настоятельных замечаний министра экономического развития и торговли Германа Грефа минфин все же превратил в консервативный. Доходы федерального бюджета на 2007-2009 годы ведомство Кудрина увеличило по сравнению с теми, которые были утверждены в финплане на 2006-2008 годы, уже не на 104 миллиарда, а на 172 миллиарда рублей. Таким образом, Грефу, хоть и частично, удалось убедить своего коллегу в том, что доходы бюджета-2007 могут быть значительно больше. Кудрин согласился на компромисс с формулировкой "с учетом дополнительной мобилизации за счет таможенных и налоговых мер". В итоге доходы бюджета-2007 по минфиновским расчетам составят чуть больше 6 триллионов рублей.
Но история повторилась, и главным камнем преткновения стали инвестиционные расходы. В ведомстве Кудрина на эти цели отвели 593,3 миллиарда и еще 96 миллиардов на финансирование инвестиционного фонда. Однако цифра в 689 миллиардов рублей главному экономисту тоже не очень-то понравилась, хотя он все же согласился с ней, но при этом предупредил, что правильно было бы увеличить ее еще на 100 миллиардов рублей. Правда, это уже мелочи, которыми Греф, видимо, может и пренебречь.
Но чем дальше, тем больше. Разночтения в цифрах на 2008-2009 годы стали гораздо значительнее. По минфину - доходы федерального бюджета в 2008 году составят 6 трлн. 493 млрд. 500 млн. рублей. То есть ведомство Кудрина уменьшило доходы 2008 года по сравнению с утвержденными в финплане 2006-2008 года 6 трлн. 587,4 млрд. на 93 миллиарда. Понятно, почему Греф остался недоволен: в его министерстве считают, что эта цифра должна быть как минимум на 25,6 миллиарда рублей больше.
В 2009 году, по оценкам финансового ведомства, доходы бюджета составят 7 трлн. 34 млрд. 200 млн. рублей. Но и в этом главный экономист не согласен с финансистами: расхождения в суммах оцениваются как минимум в 149 миллиардов. Но главное - вновь инвестрасходы. В ведомстве Кудрина в отличие от экономистов считают, что эта статья расходов с каждым годом должна уменьшаться, причем к 2009 году эти расхождения в оценках составят уже 137 миллиардов рублей. В общем, судя по всему, предстоит очередная битва титанов.
Видимо, чтобы не присутствовать при этом, Фрадков поручил минфину и минэкономразвития досогласовать расхождения и совместно проработать решения вопросов, вытекающих из поручений президента и решений правительства. В частности, это переход на отраслевые системы оплаты труда работников федеральных госучреждений, приближение к концу 2008 года размера социальной пенсии к величине прожиточного минимума пенсионера с учетом изменения стоимости потребительской корзины, уточнение объемов и структуры финансирования приоритетных нацпроектов и расходов инвестиционного характера, ликвидации перекрестного субсидирования в отраслях естественных монополий, увеличения доли государства в уставных капиталах энергокомпаний, создаваемых на базе РАО "ЕЭС России". Отдельно премьер поставил задачу минфину и минэкономразвития согласовать позиции и выработать единый подход по администрированию налога на добавленную стоимость (НДС).
"Нужно выходить на результаты, - посоветовал премьер финансистам и экономистам, - не забывая о необходимости решения вопросов финансирования инвестиционной деятельности, обеспечивающей экономическое развитие, на чем настаивает минэкономразвития, но и не подвергая сомнению бюджетный процесс, на чем настаивает минфин". В общем, до подготовки к середине мая основных параметров прогноза социально-экономического развития страны на 2007-2009 годы Кудрин и Греф должны "наладить более плотное взаимодействие в рамках планирования".