В результате в настоящее время ежегодно на дорогах планеты в дорожно-транспортных происшествиях погибают 1,2 миллиона человек и еще 50 миллионов получают ранения! По прогнозам Всемирной организации здравоохранения, к 2020 году травматизм в результате дорожных аварий может стать третьей основной причиной гибели или увечий и более серьезной проблемой для здоровья людей, чем даже такие заболевания, как малярия, туберкулез и СПИД.
Вместе с тем, современный опыт ряда стран показывает, что эти издержки вполне преодолимы. Во всяком случае, так считает главный государственный инспектор безопасности дорожного движения Виктор Кирьянов.
Российская газета | Российская сторона стала одним из инициаторов рассмотрения темы преодоления глобального кризиса в области безопасности дорожного движения в Генеральной Ассамблее ООН. Это был апрель 2004 года. Выступали там и вы. Что произошло в России за прошедшие годы? Чем полезно для нас международное сотрудничество?
Виктор Кирьянов | Действительно, российская сторона стала одним из инициаторов рассмотрения этой темы в Генассамблее ООН. Тогда с трибуны ООН я обозначил наше видение основных приоритетов и задач международного сообщества, а также заявил об усилиях, предпринимаемых в данном направлении самой Россией. С тех пор при нашей активной поддержке и соавторстве принято уже несколько резолюций по данной теме. Российская сторона активно участвует в работе по тематике дорожной безопасности, ведущейся в рамках региональных экономических комиссий ООН.
С марта этого года возглавил Рабочую группу по безопасности дорожного движения Европейской экономической комиссии ООН.
РГ | Какие конкретно усилия в этой связи принимаются в России?
Кирьянов | Это целый комплекс мероприятий. Назову лишь основные вехи. За прошедшее время вопрос безопасности дорожного движения трижды рассматривался на парламентских слушаниях в Совете Федерации и Государственной Думе, на координационных совещаниях при полномочных представителях президента РФ в федеральных округах. Проведен ряд международных и общероссийских конференций по данной проблематике. В ноябре 2005 года состоялось заседание президиума Государственного совета РФ под председательством Владимира Путина, на котором был рассмотрен вопрос "О состоянии безопасности дорожного движения и мерах по совершенствованию государственного управления в области обеспечения безопасности дорожного движения". В феврале правительством РФ утверждена Федеральная целевая программа "Повышение безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 годах", предусматривающая сокращение к 2012 году количества погибших в дорожно-транспортных происшествиях в России в полтора раза. Созданию этого документа предшествовала большая аналитическая работа ряда специалистов в области обеспечения безопасности дорожного движения, ученых, экспертов. Это конкретный программный документ по всем аспектам деятельности в данной сфере. И мы уже совместно с заинтересованными структурами приступили к его реализации.
Вину надо искать в самой системе обеспечения безопасности дорожного движения
Но только совместными усилиями всех сторон на местном, региональном и общенациональном уровне можно добиться необходимых результатов. Ключевая проблема - это координация и согласование этих усилий. Поэтому согласно поручению президента РФ по итогам заседания Президиума Госсовета РФ правительству РФ предложено создать правительственную комиссию по обеспечению безопасности дорожного движения именно как орган, обеспечивающий эту координацию.
Первое заседание этой комиссии под председательством вице-премьера Александра Жукова уже состоялось. На нем были определены первостепенные проблемы в данной сфере.
РГ | Что это за проблемы?
Кирьянов | Внимание было сконцентрировано опять же на системном подходе, который предполагает разработку комплексных мер, направленных на предотвращение ДТП и снижение тяжести их последствий. Именно такой подход, отметил в своем выступлении вице-премьер А. Жуков, должен лежать в основе национального долгосрочного подхода к обеспечению безопасности дорожного движения, и именно он положен в основу всех решений, которые разрабатывает комиссия. Формируемая государственная система обеспечения безопасности дорожного движения нацелена прежде всего на защиту жизни и здоровья участников дорожного движения. Вся дорожно-транспортная инфраструктура - дороги, элементы их обустройства, транспортные средства - должна быть сконструирована таким образом, чтобы, с одной стороны, участник движения не попадал в конфликтные ситуации, а с другой стороны, в случае ДТП получал как можно меньший вред своему здоровью. То есть человек в дорожном движении может допустить ошибку, но его ошибка не должна приводить к тяжким последствиям. Это - один из основных векторов Федеральной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 годах".
РГ | Вы хотите сказать, что мы идем по пути европейских стран?
Кирьянов | Я не хочу сказать, что мы полностью копируем опыт других стран. Разумеется, у нас есть свои особенности. Но не стоит изобретать велосипед. Просто нам предстоит в минимально короткие сроки пройти тот путь, который страны Европы прошли за десятилетия. И прежде всего изменить идеологию в этом направлении: культура "обвиняй жертву" должна уступить место пониманию того, что вину надо искать в самой системе обеспечения безопасности дорожного движения. В решении этой задачи мы должны опираться на лучший мировой опыт. Поэтому не случайно на первом заседании комиссии генеральный секретарь Европейской конференции министров транспорта Джек Шорт озвучил "Обзор состояния безопасности дорожного движения в РФ", подготовленный Европейской конференцией министров транспорта совместно с Всемирной организацией здравоохранения и Всемирным банком. В обзоре оценивается предпринимаемая в России работа и предлагаются шаги, которые, по мнению международных экспертов, могут существенно улучшить ситуацию на российских дорогах. Кстати, в этом году информация МВД России о мерах по повышению безопасности дорожного движения в Российской Федерации была доведена до Генсекретаря ООН и распространена в качестве официального документа организации. Россия стала первой страной, которая проинформировала международное сообщество о мерах по выполнению резолюции Генеральной Ассамблеи ООН в данной области.
РГ | Виктор Николаевич, вы были приглашены в Лондон на презентацию доклада международной Комиссии по вопросам глобальной безопасности дорожного движения, представленного председателем этой комиссии лордом Робертсоном. Как столь представительная организация оценивает российские меры, принимаемые на этом фронте?
Кирьянов | Прежде всего в докладе лорда Робертсона была дана положительная оценка того, что Российская Федерация признала необходимость комплексного подхода к повышению безопасности дорожного движения в стране. Также было отмечено, что президент Владимир Путин выразил личную заинтересованность в снижении дорожно-транспортного травматизма. Положительную оценку получило и то, что российское правительство объявило об ужесточении законодательства в области нарушения правил дорожного движения. Ведь именно нарушения ПДД - основная причина дорожно-транспортных происшествий. Но основная мысль доклада сведена к тому, что дорожная безопасность - это область коллективной ответственности правительств, широкого круга неправительственных организаций, бизнеса и лиц гражданского общества. Данная проблема будет обсуждаться и в Москве на предстоящей международной конференции по глобальному партнерству в области безопасности дорожного движения, в которой примут участие кроме лорда Робертсона президент Международной автомобильной федерации Макс Мосли, высокопоставленные сотрудники Всемирной организации здравоохранения и Всемирного банка, эксперты по безопасности дорожного движения из 16 стран.
РГ | Конференция состоится как раз накануне 70-летия Госавтоинспекции. Это как-то связано с юбилеем?
Кирьянов | Напрямую - нет. Хотя это мероприятие будет проходить в рамках празднования нашего юбилея. Конференция проводится Комиссией GRSP (Глобальное партнерство в области безопасности дорожного движения). Эта организация ставит перед собой весьма многоплановые задачи в сфере безопасности дорожного движения. Она занимается изучением возможности предотвращения 65-процентного увеличения дорожной смертности к 2020 году, предсказанного ВОЗ. Думаю, на конференции состоится заинтересованный и конструктивный разговор. Есть много задумок. Например, GRSP предлагает нам, как теперь уже полноправному члену этой организации, организовать совместные широкомасштабные пропагандистские акции по применению ремней безопасности и детских удерживающих устройств. А также принять участие в проектах, касающихся обучения населения безопасному поведению на дорогах. Планируется даже такая необычная акция, как проведение дня памяти жертв ДТП и т.д. Подобная совместная работа может послужить полезной моделью практического международного сотрудничества. Более того, это дает возможность России сверить свои шаги в этой деятельности, от которых во многом зависит и так до предела сложная демографическая ситуация не только у нас, но и в других странах. Недаром лорд Робертсон назвал сегодняшнее положение со смертностью в результате ДТП "скрытой эпидемией". Большую часть этих смертей можно и нужно предотвратить. И заниматься этим надо уже сегодня, немедленно. Начатая реализация программы тому подтверждение. В настоящий момент в контексте федеральной программы в ряде регионов страны уже приняты свои программы по безопасности дорожного движения. Детально расписаны конкретные мероприятия и, самое главное, выделено финансирование. Так что от призывов - к делу!