У россиян и белорусов проблем нет. В январе нынешнего года на заседании Высшего Государственного Совета в Санкт-Петербурге Владимир Путин и Александр Лукашенко подписали соглашение об обеспечении равных прав граждан двух стран на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства на территории Союзного государства. То есть сегодня нам, россиянам и белорусам, можно спокойно ехать, куда душа пожелает, в пределах наших стран, имея в руках лишь общегражданский паспорт. Больше ничего не требуется. А вот другим гражданам ближнего и дальнего зарубежья без миграционной карты не обойтись, иначе их пребывание на территории России и Беларуси будет квалифицироваться как нелегальное.
Нелегальная миграция - большая проблема всего постсоветского пространства. По понятным причинам в России она стоит наиболее остро. По последним данным Федеральной миграционной службы, ежегодно в Российскую Федерацию прибывает более 20 миллионов мигрантов, в основном люди приезжают работать. При этом в прошлом году законно на территории России трудились только немногим более 700 тысяч иностранцев. По самым скромным оценкам налоговой и миграционной служб, ежегодно от недополученных налогов российский бюджет теряет 200-300 миллиардов рублей.
Однако незаконная миграция - не только экономическая проблема. На недавнем совещании в Москве руководителей миграционных служб стран СНГ все участники, в том числе и уполномоченный по правам человека в РФ, в один голос говорили о том, что нелегальная миграция представляет серьезную угрозу национальной безопасности всех государств. Наркотики, терроризм, торговля людьми, элементарная уголовщина - весь этот негатив хорошо маскируется в среде нелегалов. Организация нелегальной миграции стала весьма прибыльным бизнесом.
В последнее время актуальным стал вопрос и транзитной нелегальной миграции из стран Африки и Азии в Европу. В мае нынешнего года Россия подписала соглашение с Евросоюзом, согласно которому она обязана забирать нелегалов из Европы, причем не только своих, но и из третьих стран и затем самостоятельно депортировать их на родину. Процесс этот затяжной и порой мучительный. Люди находятся в приемниках-распределителях по нескольку месяцев, их родные власти не спешат на помощь.
Очевидно, одна страна в одиночку не справится с таким злом. Поэтому в последние годы был предпринят ряд межгосударственных мер - как двухсторонних, так и многосторонних - по борьбе с незаконной миграцией. В частности, в августе прошлого года в Казани большинство президентов стран СНГ подписали Программу сотрудничества государств - участников СНГ в противодействии незаконной миграции на 2006-2008 годы. По общему мнению руководителей миграционных служб, принимавших участие в московском совещании, программа содержит всеобъемлющий комплекс мер, которые позволяют эффективно сотрудничать в вопросах миграции. Надо только их выполнять.
Как сообщил заместитель министра внутренних дел Республики Беларусь Виктор Филистович, в рамках программы органы внутренних дел приграничных районов регулярно проводят мероприятия, направленные на противодействие незаконной миграции через их территории. В частности, в мае-июне нынешнего года странами - участницами ОДКБ (Организация договора о коллективной безопасности) была проведена оперативно-профилактическая операция. В результате только в Беларуси задержано 43 незаконных мигранта из третьих стран. За нарушение миграционного законодательства к административной ответственности привлечены 68 иностранцев, возбуждено 7 уголовных дел за грубое нарушение Правил пребывания, а 38 иностранцев высланы из республики в принудительном порядке.
Налажен постоянный обмен информацией о юридических и физических лицах, оказывающих содействие нелегалам во въезде и пребывании, а также об утраченных и похищенных документах, о незаконно выданных паспортах. И это уже дает свои плоды. Благодаря взаимному информированию на территории Беларуси задержаны, а затем депортированы 20 иностранцев с незаконно полученными паспортами.
Введение в практику миграционной карты единого образца значительно облегчит миграционный контроль на территории двух государств и позволит оперативно реагировать на нарушения миграционного законодательства, считает глава ФМС России Константин Ромодановский. В принципе эта карта могла бы успешно использоваться и другими странами СНГ - все данные там продублированы на английском языке, что делает ее универсальной. Но другие страны, увы, пока не проявили заинтересованности в этом вопросе.
По мнению Константина Ромодановского и Виктора Филистовича, опыт взаимодействия российских и белорусских миграционных служб показывает, в каком направлении нужно двигаться и другим государствам СНГ, какие вопросы решать. В частности, не во всех государствах СНГ введена уголовная ответственность за организацию или содействие организации незаконной миграции. Нет единого банка данных о недействительных, похищенных и незаконно выданных паспортах, нет единой визовой политики государств СНГ и соглашений о приеме и передаче незаконных мигрантов. Нет общей методики и единого механизма идентификации иностранных граждан, задержанных без документов, удостоверяющих личность. По этому поводу Виктор Филистович с сожалением констатировал:
- Зачастую даже наши с вами собственные граждане месяцами находятся в специальных учреждениях органов внутренних дел (полиции) в ожидании подтверждения их личности и оформления документов для выезда за границу.