18.07.2006 02:00
    Рубрика:

    Банки отдадут долги неплательщиков

    Если сами вовремя не "заморозят" счета неплательщиков

    По многим позициям чиновникам, депутатам и бизнес-сообществу так и не удалось достичь согласия. Позиция депутатов вызывала резкую критику бизнеса. Однако, по мнению замминистра финансов Сергея Шаталова, принятый закон "существенно отличается от того, что было внесено в Государственную Думу и, на наш взгляд, полностью соответствует всем тем обещаниям, которые были даны бизнесу и которые были согласованы в рамках рабочей группы Совета по конкурентоспособности и предпринимательству и подписаны совместно президентом Российского союза промышленников и предпринимателей Александром Шохиным и министром финансов Алексеем Кудриным как сопредседателями этой рабочей группы".

    К числу мер, которые могут нанести бизнесу ущерб, эксперты относят норму, дающую налоговикам право взыскивать убытки с банков, своевременно не приостановивших операции по счетам налогоплательщиков. В таких случаях отвечать за нарушения неплательщиков банкам придется из своего кармана.

    Кредитные организации, получив соответствующее предписание из налоговой инспекции, обязаны приостановить все операции с его счетами. Хотя это и не соответствует нормам Налогового и Гражданского кодекса. Ряд пунктов все-таки разрешает выдавать деньги на определенные нужды, такие, как зарплата. А согласно другим нормам, банки могут оштрафовать за любые платежи с замороженного счета в размере 20 процентов от суммы платежа плюс пени.

    Поправки в первую часть Налогового кодекса дают налоговикам право взыскивать с кредитных организаций, которые вовремя не заморозили счета, потери в полном объеме. Налоговикам предоставляется возможность обратиться с иском о возмещении ущерба, причиненного бюджету действиями банка, выдавшего деньги налогоплательщику, несмотря на получения предписания о приостановке счета из налоговой. Сделать это можно при условии, что действия банка привели к невозможности взыскать с организации недоимку, штраф или пени.

    По мнению экспертов, для кредитных организаций это может стать больным ударом. С банков начнут взыскивать средства, которые не смогли взыскать с неплательщиков. С кредитной организации получить средства куда как проще, чем с организации-должника, которую зачастую сначала надо разыскать.

    Зато перспектива замораживания счета для компаний-должников станет не так неизбежна. С 2007 года налоговики смогут приостанавливать операции по счетам налогоплательщиков, привлекаемых к ответственности за налоговые правонарушения по результатам камеральных и выездных проверок, только в том случае, если налогоплательщик не располагает имуществом, которое может покрыть налоговые претензии, передает "Интерфакс-АФИ".

    Сейчас налоговые органы, предъявляя претензии налогоплательщикам, могут сразу приостанавливать операции по их счетам, чтобы обеспечить взыскание необходимых сумм в бюджет.

    Принятый закон предусматривает, что налоговые органы вправе принять обеспечительные меры только в том случае, если есть основания полагать, что непринятие этих мер затруднит взыскание средств с налогоплательщика. При этом в качестве первых по времени обеспечительных мер налоговые органы обязаны применить запрет на отчуждение имущества или запрет на передачу его в залог. Данное обременение применяется последовательно в отношении недвижимости, транспорта, ценных бумаг, предметов дизайна служебных помещений и иного имущества, за исключением готовой продукции, сырья и материалов, запрет на отчуждение, которых задействуется в последнюю очередь.

    Операции по счетам могут быть приостановлены только после того, как налоговый орган использовал меры обеспечения в отношении имущества, и только в том случае, если совокупная стоимость имущества налогоплательщика меньше суммы к взысканию.

    "В настоящее время налоговые органы могут приостановить операции по счетам налогоплательщика сразу после вынесения решения о доначислении недоимки, и это, безусловно, является для компаний одной из самых серьезных проблем при возникновении спора с налоговой инспекцией", - сказал агентству "Интерфакс-АФИ" менеджер направления налогового и корпоративного консультирования компании AGA Management Николай Фрейтак.

    Да и вообще предприниматели пока находят в документе больше плюсов, чем минусов. На заседании "круглого стола", организованного "ОПОРой", предприниматели говорили о том, что теперь самое главное, будет ли этот закон соблюдаться на практике. Судить о том, насколько хорошим или плохим получился закон, можно будет после того, как он немного поработает. "Трагедия в том, что у нас налоговикам закон не писан, и они при необходимости всегда его обойдут", - отмечали выступавшие на "круглом столе".

    Заместитель председателя Комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров считает, что основное достоинство этого проекта в том, что он "детально прописывает процедуры, относящиеся к налоговому контролю". При этом, по мнению депутата, исключается возможность произвола со стороны чиновников. В качестве положительного примера Андрей Макаров привел поправки, которые ограничивают налоговые проверки по количеству и времени проведения.

    В пятницу законопроект был одобрен Советом Федерации. Законодатели внесли правки в главу о налоговом контроле, который, по их мнению, теперь получает четкое определение и будет строго регламентирован. Закон сокращает и конкретизирует перечень документов, представляемых налогоплательщиком по требованию налогового органа в ходе камеральных проверок. Устанавливается предельное количество выездных налоговых проверок, которых в отношении одного налогоплательщика может быть не более двух в течение календарного года.