Пока Беларусь получает природный газ по такому же тарифу, как Смоленская область. Хотя соглашение на этот счет действительно до конца нынешнего года, российский "Газпром" сразу же по окончании отопительного сезона заявил о резком повышении для Беларуси стоимости газа в будущем. Цифры назывались разные - 150, 200 долларов за тысячу кубометров углеводородного сырья. Понятно, подобные намерения не могли быть встречены в Минске благодушно. Четырехкратное увеличение стоимости основного для Беларуси вида топлива способно создать определенные финансовые трудности для реального сектора экономики, да и для коммунальной отрасли тоже.
Тем не менее говорить даже о каком-либо намеке на раздрай в наших отношениях нет оснований. И лучше всего об этом свидетельствуют цифры, беспристрастно отражающие динамику белорусско-российского сотрудничества именно в газовой сфере. Так, транзит российского природного газа через Беларусь в первом полугодии увеличился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 7,3 процента и достиг 23,2 миллиарда кубометров. На 5,4 процента - до 10,7 миллиарда "кубов" - возросли и поставки собственно белорусским потребителям. Газ тек по трубам как белорусского ОАО "Белтрансгаз", так и по 575-километровому отрезку магистрали большого диаметра Ямал - Европа, принадлежащему российскому "Газпрому", но пролегающему по белорусской территории.
А на днях, похоже, достигнут ощутимый прогресс и в решении главного вопроса - о цене газа. Вопрос о стоимости важнейшего для Беларуси газообразного энергоносителя в новейшей истории белорусско-российских отношений возникал не раз. Однако с созданием Союзного государства появилась возможность раз и навсегда разрубить этот гордиев узел. По подписанному в апреле 2002 года межправительственному соглашению о расширении сотрудничества в газовой сфере предполагалось, что на базе "Белтрансгаза" до 1 июля 2003 года на паритетных началах будет создано с "Газпромом" совместное газотранспортное предприятие. В этом случае стоимость газа для Беларуси соответствовала бы уровню Смоленской области.
Белорусская сторона сразу же начала реально готовиться к выполнению договоренности. 30 апреля 2003 года государственное предприятие "Белтрансгаз" было преобразовано в открытое акционерное общество, все акции которого сейчас принадлежат государству. На должном техническом уровне поддерживается сложнейшая сеть трубопроводов, сопряженных с ними газоперекачивающих станций и других сложнейших объектов. А предприятие эксплуатирует почти 7 тысяч километров газопроводов диаметром от 100 до 1400 мм. По ним обеспечивается транзит десятков миллиардов кубометров российского "голубого топлива" в Литву и Калининградскую область, Польшу и далее в Западную Европу. Сторонам пришлось согласовать десятки вопросов, камнем преткновения остался по сути один - о стоимости белорусской газотранспортной системы.
Позиции тогда разошлись почти диаметрально. "Газпром" желал приобрести половину пакета акций "Белтрансгаза" исходя из балансовой стоимости предприятия, составлявшей на тот момент 600 миллионов долларов. Беларусь исходя из того, что живет уже в рыночных условиях, настаивала, что и оценивать современное прибыльное предприятие надо по-рыночному. И предложила взять за основу для переговоров цифру 5 миллиардов долларов. Ситуация в большом бизнесе не исключительная. При подобных расхождениях на помощь, как правило, призывают авторитетных международных оценщиков. Несколько "кандидатур" было предложено с той и другой стороны, но согласие по принципиальному вопросу удалось достичь лишь на прошлой неделе. 18 - 19 июля в Минске прошли переговоры с участием белорусского Правительства, "Газпрома" и банка ABN Amro, протоколом которого предусматривается, что этот банк проведет рыночную оценку ОАО "Белтрансгаз". Ожидается, что до конца июля белорусское Правительство примет формальное решение на этот счет и подтвердит готовность предоставить оценщику на условиях конфиденциальности всю необходимую информацию. Работа над ней, как предполагается, займет до двух месяцев.
Что можно сказать о возможной цене намечаемой сделки? Министр иностранных дел России Сергей Лавров выразил надежду, что будет найдено решение, отражающее реальную рыночную ситуацию и учитывающее интересы снабжения белорусской экономики энергоносителями и в то же время российской экономики. Это ни в коей мере не означает отхода от линии на создание Союзного государства, отметил министр, это означает постепенное продвижение к принципам рыночного взаимодействия. Тем не менее даже самые компетентные аудиторы называют стоимость того или иного объекта лишь в виде вилки - "от" и "до". Некоторые белорусские эксперты уже поспешили заявить, что "Белтрансгаз" будет стоить от 3 до 5 миллиардов долларов. Так ли это - покажет время. Союзное государство предполагает создание равных условий для субъектов хозяйствования наших стран. И в этом смысле Беларусь волнует по большому счету одно: чтобы российские и белорусские предприятия приобретали энергоноситель по одинаковой стоимости. А то, что природный газ будет дорожать, в том числе для российских потребителей, - вполне очевидно каждому.
Вряд ли есть основания сомневаться, что здравый смысл, прозвучавший в высказываниях высоких должностных лиц, возьмет верх. Ведь российская сторона не потеряла и не теряет интерес к "Белтрансгазу": ей важно иметь контроль над одним из крупнейших транспортировщиков. Беларуси, в свою очередь, также важно "привязаться" к ценам на газ, соответствующим Смоленской области. Кроме того, есть и еще один важный аргумент - Беларусь предлагает "Газпрому" ряд взаимовыгодных инвестиционных проектов, направленных на реконструкцию ключевых белорусских предприятий. Например, завода по производству азотных удобрений, 70 процентов сырья для которого составляет природный газ. Выгода при этом будет в несколько раз выше, чем от простой продажи на экспорт "голубого топлива".
Владимир Бибиков
МИНСК