На трассах появятся "роботы-гаишники"

Вчера министр транспорта Игорь Левитин пригласил журналистов, специалистов других ведомств и членов Общественной палаты посмотреть их в действии. Вот они - скоростемеры. Чем-то напоминают видеокамеры. Планируется, что такие приборы будут установлены на наиболее сложных участках федеральных трасс. Специалисты полагают, что только на трассе Москва - Минск их должно быть не менее 100, в масштабах страны - около 700. Стоимость одного контрольного поста со скоростемером - 8 миллионов рублей. На весь проект, по словам Левитина, потребуется 4 миллиарда рублей. Но вложенные средства окупятся в течение одного года, максимум - двух лет. К тому же в минтрансе уверяют, что проект не потребует денег из федерального бюджета. Его предлагают запустить за счет страховых компаний, и, по словам Левитина, вопрос уже согласован со страховщиками.

По статистике, из-за превышения скорости происходит более 35 процентов ДТП. Однако реальное число нарушений еще больше, убеждены в минтрансе. А что показали результаты теста на Минском шоссе? По правой полосе дороги с соблюдением скоростного режима шли 35 процентов машин. Правда, по левой - всего 2,5 процента. И скоростемеры в режиме он-лайн отслеживали движение всего транспорта с фиксацией скорости автомобиля, передавали изображение на дисплей в контрольный пункт.

Таким образом, на фотографии видно, какой автомобиль в какое время превысил скорость. А потом эти фотографии, пояснил замминистра транспорта Евгений Москвичев, будут рассылаться нарушителям и станут основанием для взыскания с них штрафа. "Но главное, - говорит Левитин, - это не получить штраф, а заставить водителей не превышать скорость". Инициаторы проекта надеются, что внедрение скоростемеров поможет перевоспитать несознательных лихачей.

Впрочем, хотя теперь номера машин-нарушителей и известны минтрансу, пока никакого наказания для водителей не последует, потому что действующее законодательство не предусматривает подобную форму контроля. Перевод эксперимента в обычный рабочий режим потребует законодательного сопровождения. Сегодня не ясно, какой орган будет отвечать за сбор и хранение базы данных о нарушителях, кто займется их выявлением, по какой схеме будет взиматься штраф.

Тем не менее, по прогнозу Москвичева, при наличии законодательной базы оснастить 46 тысяч километров федеральных дорог скоростемерами можно в течение года. Идею со скоростемерами в минтрансе позаимствовали у французских коллег. А пилотный проект, который должен проверить применимость этой системы в России, разрабатывается минтрансом по поручению президента.

Кроме контроля за скоростью, автоматизированная система выполняет еще одну важную функцию - на экране в контрольном пункте, куда поступает информация с видеокамеры, в деталях видно состояние дороги. Приборы фиксируют нагрузку на ось, отслеживают передвижение опасных грузов. И эта информация поможет в работе дорожным службам.

В рамках эксперимента, организованного минтрансом, ученые из Московского автомобильно-дорожного института, выясняют, какое оборудование лучше - отечественное или зарубежное. Сейчас на Минском шоссе работают российские приборы, в ближайшее время запустят французские и немецкие скоростемеры. "Отечественное оборудование почти вдвое дешевле импортных аналогов, но уступает им по техническим возможностям", - поясняет Левитин. Кроме того, минтранс хочет проверить, как будет работать система в осенне-зимний период, и выбрать наиболее надежные скоростные каналы связи. В качестве вариантов рассматриваются оптоволоконная и спутниковая связь. Минтранс, со своей стороны, уже подготовил все необходимые документы и надеется до конца года согласовать их с другими ведомствами.

В сентябре о результатах эксперимента минтранс доложит на правительственной комиссии по безопасности дорожного движения, которую возглавляет вице-премьер Александр Жуков.