"За последние 10 лет зеленый защитный пояс столицы сократился более чем на 237 гектаров, - уточнил на пресс-конференции Леонид Бочин, руководитель Департамента природопользования и охраны окружающей среды Москвы. - Если он будет уничтожен, это означает конец Москве: ни городу, ни ближайшему Подмосковью просто нечем будет дышать".
Александр Голуб, представитель организации "Защита природы", профессор Высшей школы экономики, недавно привел шокирующие данные: "Из-за сильного загрязнения воздуха около 11 тысяч москвичей ежегодно недоживают 7-8 лет своей жизни. А ведь эти годы им могли бы спасти леса вокруг столицы, из которых поступает чистый воздух, рассеивающий загрязнение". Ему вторит Ирина Куличевская, кандидат биологических наук, научный сотрудник Института микробиологии им. С.Н. Виноградского РАН: "Если защитного пояса не будет, то дышать будет нечем, ведь леса - легкие планеты". Массовая застройка в Подмосковье, по ее словам, приводит также и к уничтожению болот, которые являются крупными бассейнами аккумуляции органических веществ (30 процентов глобальных запасов органического углеводорода), источниками парниковых газов, в частности, метана, а также центрами формирования и крупнейшим резервуаром ультрапресных вод.
По экологическим показателям оптимальное соотношение площади крупнейших городов и пригородных зеленных зон или лесопаркового защитного пояса должно быть не менее 1:5.
Для сравнения: в Вашингтоне, Лондоне, Париже это соотношение составляет 1:10 и выше, а в Москве - всего лишь 1:1,5.
"Зеленый пояс" появился у Москвы в 1935 году. Такое решение было принято для того, чтобы улучшить санитарно-гигиеническое состояние столицы и создать места отдыха москвичей.
До конца 2000 года функции "зеленого пояса" и его назначение регулировались статьей 67 Закона РСФСР "Об охране окружающей природной среды", принятого в 1991 году.
По этому закону территория лесозащитного пояса приравнивалась к особо охраняемым природным территориям. Новый аналогичный федеральный закон, принятый четыре года назад, с одной стороны, лишил ее этого статуса, а с другой - отнял у столицы право содержать эту зеленую зону, развивать и сохранять ее за счет бюджетных средств Москвы. "Сейчас при подготовке ко второму чтению Лесного кодекса в новой редакции идет острая борьба за то, чтобы границы лесопаркового защитного пояса Москвы были в федеральном управлении. Это позволит запретить наконец любое изъятие участков под строительство усадеб, имений и коттеджных городков, которое практикуют сейчас власти Московской области", - заявил Бочин.
По данным Юрия Самсонова, руководителя Общества защиты природы Москвы и Московской области, всего 5 процентов от всех объектов строительства в Подмосковье имеют необходимые документы, оформленные в соответствии с существующим законодательством.
Юрий Лужков настаивает на передаче территории "зеленого пояса" Москвы в ведение Министерства природных ресурсов России. Судя по всему, озабоченность московских властей нашла-таки понимание. Министр природных ресурсов России Юрий Трутнев отметил, что "эта работа - непростая и требующая от нас значительных усилий, в том числе контрольно-надзорных, которые мы обязаны проводить в тесном контакте с властями как Москвы, так и Московской области". Недавно начавшаяся проверка уже обнаружила в Подмосковье 1394 га самовольно захваченных лесных земель и почти 2000 зданий, незаконно построенных в береговой зоне... И это только первый результат.
На поверхности пруда и в его придонном слое было обнаружено 587 погибших карасей, а у живой рыбы наблюдались характерные признаки отравления
Однако на здоровье москвичей пагубно влияют и другие факторы. Леонид Бочин высказал сожаление, что столице не удалось договориться с областью и по другому важному вопросу - о введении на подмосковных автозаправках стандарта Евро-3, действующего в Москве уже с весны нынешнего года. Это сводит "на нет" все усилия московских властей по уменьшению вредных выбросов в столице. Свою негативную роль в этом играют и продавцы некачественного моторного топлива. "На каждой третьей автозаправочной станции, где проводились проверки, выявлены нарушения", - вновь, как и в начале лета, заявил министр. Самое же страшное, по его мнению, состоит в том, что и в новом разрабатываемом сейчас в стране техническом регламенте по качеству моторного топлива остается норма, разрешающая использование этилированного бензина.
В западной Европе тетраэтилсвинец при производстве бензина и моторных масел давно уже не применяется, так как является ядовитым для человека и наносит большой урон окружающей среде. "Есть федеральный закон и в России, запрещающий применять тетраэтилсвинец при производстве бензина и моторных масел, но импортировать бензин с его содержанием это никому не мешает", - возмущался Бочин.
О том, что столичные власти всерьез взялись за улучшение экологической обстановки, говорит и тот факт, что недавно впервые в судебном производстве Москвы был наказан виновный в крупном экологическом нарушении. По словам Мурада Керимова, и.о. прокурора Межрайонной природоохранной прокуратуры города Москвы, 1 августа Николай Нечаев, руководитель группы инвестиционных проектов Государственного предприятия "Внешнеэкономическое объединение "Союзпромэкспорт", незаконно обработал Верхний Красногвардейский пруд, являющийся рыбохозяйственным водным объектом 2-й категории, химически опасным веществом "Биопаг". "Экологические судебные экспертизы показали, что в результате этого изменились природные свойства воды пруда, произошла деструкция и выделение токсина сине-зеленых водорослей, который совместно с действием препарата "Биопаг" привел к массовой гибели рыб", - рассказал Керимов. На поверхности пруда и в его придонном слое было обнаружено 587 погибших карасей, а у живой рыбы наблюдались характерные признаки отравления: отсутствие реакции на свет, нарушение жаберно-дыхательного аппарата и центральной нервной системы. "Гибель рыбы из-за открытости и доступности водоема могла привести также к гибели обитающих на нем птиц и возникновению эпидемий, создающих угрозу для жизни человека", - добавил Керимов. Полный ущерб, причиненный окружающей природной среде, составил 112 тысяч 388 рублей.
По словам Керимова, 24 июня нынешнего года Пресненский районный суд Москвы признал Нечаева виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 250 УК РФ "Загрязнение вод". Он был приговорен к штрафу в размере 200 тысяч рублей. "Такое решение суда для Москвы является прецедентным, - заявил Бочин. - Это основание для развития подобного рода уголовной ответственности".