Игорь Артемьев: что ждать потребителю от рынка
Итак, на что может рассчитывать потребитель, терроризируемый всеми и всяческими компаниями? На три блиц-вопроса "РГ" вчера ответил руководитель Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев.
Российская газета| Игорь Юрьевич, рассмотрение дела "большой тройки" сотовых операторов назначено на 28 сентября этого года. Между тем уже в октябре вступит в силу новый, более жесткий Закон "О защите конкуренции". По какому из законов дело будет рассмотрено в итоге? На какие результаты вы рассчитываете?
Игорь Артемьев| Действительно, новый закон вступает в действие уже 26 октября. Но, как отлично известно, закон обратной силы не имеет, а сам факт установления правонарушения и возбуждения дела имел место в период действия старого закона. Да, он менее жесткий, и нас ждут определенные трудности в ходе судебного разбирательства, но это не основание отказываться от наших заявленных намерений. По моему мнению, многие компании, зная, что с октября ситуация будет другая, торопятся успеть решить свои вопросы. Скажем, это заметно по рынку нефтепродуктов, на котором идет рост цен, хотя уборочная практически завершилась. Конечно, есть фактор сезонности, но только он не может так сильно подхлестывать цены.
РГ| Столичные чиновники неоднократно заявляли, что на жилищном рынке Москвы влиять на цены, которые перемахнули уже за 3,5 тысячи долларов за метр, невозможно. Как ФАС и Генпрокуратура могут повлиять на строителей и перекупщиков?
Артемьев| На рынке недвижимости существует колоссальный перекос между огромным спросом и предложением, которое явно недостаточно для балансировки рынка. В стране много нефтяных денег, но слабы финансовые институты. Поэтому наиболее выгодным вложением средств оказывается покупка недвижимости. Возникает порочный круг: деньги идут на рынок недвижимости, это увеличивает спрос и в свою очередь привлекает еще большие объемы денег. ФАС будет действовать, после того как Генпрокуратура поручила нам проведение проверок, в двух направлениях. Во-первых, возможны сговоры между чиновниками, которые распределяют госзаказы и земельные участки, и избранными, прикормленными строительными компаниями. Такая ситуация нехарактерна для Москвы и Санкт-Петербурга, где действует немало строительных организаций. А вот во многих провинциальных городах, и это второе направление наших усилий, существует прямая монополизация рынка путем картельных сговоров строительных компаний. Конечно, это очень непросто, но людей интересуют не наши трудности, а результат. Мы его и будем добиваться.
РГ| Недавно вы назвали провокацией прогноз столичной топливной ассоциации, которая предположила на ближайшее время сильный скачок цен на бензин. Это первый случай, когда ваша служба пытается применить какие-то санкции не за конкретные действия, а всего лишь за высказанную точку зрения, как считают некоторые наблюдатели. В чем здесь дело?
Артемьев| Предостережение, которое мы вынесли руководителю Московской топливной ассоциации господину Аркуше за его прогноз роста цен на бензин, - это не попытка ограничить свободу слова.
Более того, нельзя нарушать право на высказывание своего мнения, иначе мы будем жить в информационном вакууме. Но в данном случае речь идет об организации, учрежденной самими нефтяными компаниями. И новый Закон "О защите конкуренции" предусматривает ограничения для таких организаций. Прогноз, озвученный от их имени, трактуется как "координирующая предпринимателей деятельность". Допустим, компании-учредители договариваются о совместной ценовой политике, а это подается общественности как прогноз. Именно поэтому мы вынесли предостережение. Других санкций ФАС пока не может применить, но после 26 октября все изменится. И такие "прогнозы" будут караться административными штрафами.