В скандале вокруг "Сахалина-2" расставлены точки над "i"

Вчерашнее внеочередное заседание верхней палаты парламента было посвящено лишь одной теме - ситуации, сложившейся вокруг проекта "Сахалин-2". В начале заседания часть сенаторов попыталась выяснить у председателя палаты Сергея Миронова причины, побудившие его срочно созвать вчера всех членов СФ в Москве. Такая спешка показалась некоторым членам СФ странной, поскольку, как признался сам спикер верхней палаты, никакой новой информации, касающейся упомянутого проекта, у него нет.

Созданная недавно при Совете Федерации рабочая группа по оценке ситуации, сложившейся вокруг проекта "Сахалин-2", пока еще не завершила работу над своим докладом. "Никаких решений и обращений к правительству по поводу ситуации на "Сахалине-2" Совет Федерации пока принимать не будет. Сделаем это позже. Сейчас в обществе разворачивается активная дискуссия об этом масштабном энергетическом проекте, и нам тоже следует его обсудить", - заявил Миронов на открытии заседания. Уже после мероприятия многие сенаторы в кулуарах говорили о том, что внеочередное заседание СФ было приурочено к началу переговоров президента Владимира Путина с руководителями стран ЕС. Некоторые члены СФ уверены, что даже намек на угрозу отстранить зарубежные компании от участия в энергетических проектах в России даст нашей делегации дополнительные козыри на переговорах в Финляндии.

Напомним, что проект "Сахалин-2" реализуется на основе так называемого Соглашения о разделе продукции, в соответствии с которым зарубежным инвесторам предоставляются беспрецедентные налоговые преференции. Соглашение по этому проекту было подписано 22 июня 1994 года. От имени России в соглашении выступали правительство страны и администрация Сахалинской области. Оператором проекта выступает компания Sakhalin Energy, акционерами которой являются англо-голландская Royal Dutch/Shell (владеет 55 процентами акций компании), японские Mitsui (25 процентов) и Mitsubishi (20 процентов).

Суть скандала, разгоревшегося в последнее время вокруг проекта "Сахалин-2", глава Комитета СФ по природным ресурсам и охране окружающей среды Виктор Орлов выразил несколькими фразами. По его словам, у Sakhalin Energy, занимающейся обустройством всей инфраструктуры для ведения добычи, начался серьезный конфликт с природоохранными органами, а кроме того, компания значительно превысила смету, указанную в соглашении 1994 года.

В министерстве природных ресурсов не исключают возможности приостановки реализации проекта "Сахалин-2". "Если законы России будут попираться, если будет наноситься ущерб природе, мы примем меры по остановке проекта", - заявил вчера глава ведомства Юрий Трутнев. Так что угроза ликвидации проекта в нынешнем виде остается. Судя по звучавшим на вчерашнем заседании высказываниям, идею закрытия проекта и пересмотра отношений с работающими на "Сахалине-2" западными инвесторами поддерживают и многие сенаторы.

К сожалению, вчера так и остался без ответа вопрос одного из сенаторов о том, кто из российских чиновников понесет персональную ответственность за выдачу иностранцам разрешений прокладывать трубы в сейсмоопасных зонах, а также рыть траншеи посреди рек и озер. Глава МПР в ответ лишь посетовал, что в нашей стране "экологический контроль до сих пор раздроблен и неэффективен".

Судя по всему, борьба за экологическую безопасность может стать рычагом давления на крупные добывающие компании, которые работают на территории нашей страны. Как заявил Трутнев, "проверка на Сахалине приводит к выводу о необходимости аналогичных проверок всех компаний". Подробный список компаний и зарубежных инвесторов, которых предстоит подвергнуть жесткой экологической проверке, присутствовавшие на вчерашнем заседании чиновники называть не стали.

   ПОДОПЛЕКА

Итак, в скандале вокруг "Сахалина-2" наконец расставлены точки над "i".

На вчерашнем заседании Совета Федерации озвучено то, что давно было ясно всем, но что ни один российский политик крупнейшего калибра до сих пор не решался произнести вслух. Предложение Совета Федерации провести переговоры с консорциумом инвесторов об уточнении условий и сроков соглашения о разделе продукции по проекту "Сахалин-2" фактически означает: соглашение чрезвычайно невыгодно для России и должно быть пересмотрено.

Даже минпромэнерго, которое предпочитало решать проблемы с иностранными инвесторами в закрытом режиме и так, чтобы не дай Бог их обидеть, наконец призналось устами заместителя министра Андрея Дементьева: "По экономическим условиям из трех СРП соглашение по "Сахалину-2" является худшим для нас.

Напомним, что все три действующие на сегодняшний день соглашения о разделе продукции были подписаны в середине 90-х годов. Для инвесторов был заложен супер-льготный налоговый режим, который, как уверяют, превратился в грабительский. Соглашение о разделе продукции подразумевает два вида налогов - роялти и налог на прибыль. От "Сахалина-2" мы получаем около 20 миллионов долларов роялти. Прибыли нет. Сейчас там добывают полтора-два миллиона тонн нефти в год. При сегодняшних ценах на нефть, если бы здесь действовал обычный налоговый режим, то с каждой тонны нефти мы имели бы около 200 долларов налогов. За год получилось бы 300-400 миллионов долларов. А выходит всего 20. То есть в десятки раз меньше!

Но если бы у российской стороны был только один этот аргумент, ее можно было бы обвинить в одностороннем пересмотре соглашения. Российские власти неоднократно подчеркивали, что СРП - это закон. Однако закон должны соблюдать все. Когда инвесторы постоянно пересматривают свои затраты, это ли не нарушение закона?

При подписании соглашения смета по проекту была определена в сумме 9,8 миллиарда долларов. Затем оператор настоял на том, что меньше чем в 12,4 миллиарда никак не уложиться. И вот в этом году "Сахалин энерджи" выставляет новый "счет" - 21,9 миллиарда долларов! При этом заявляет о невозможности выхода в будущем году на плановую добычу в 3 миллиона тонн. Это означает, что начало раздела продукции отодвигается и настанет он не раньше 2014 года. Чем выше затраты, тем дальше момент получения прибыльной нефти. При этом она уже будет трудноизвлекаемой, обводненной, а эксплуатационные затраты на добычу будут значительно больше. Соответственно величина прибыли будет значительно меньше. То есть Россия уже сегодня несет огромные потери, а в дальнейшем проект, с экономической точки зрения, может стать абсолютно бессмысленным.

Кроме того, согласно СРП, 70 процентов работ на объектах "Сахалина-2" должны выполнять российские компании. Реально их доля составляет всего 39 процентов. Многочисленные экологические нарушения, скорее всего, стали просто последней каплей в чаше терпения. И если сегодня "Сахалин энерджи" - оператор проекта признал, что экологические нарушения действительно имеют место и выразил готовность устранить их, то увеличение стоимости проекта более чем в два раза, по-видимому, становится самым большим вопросом, от разрешения которого зависит судьба проекта.

Какие здесь могут быть перспективы? Недавно по этому поводу высказался глава Экспертного управления президента Аркадий Дворкович на торжествах по поводу 90-летия Российско-Британской торговой палаты: "Не будем говорить, кто именно запросил резкого увеличения затрат по разработке проекта. Однако с самого начала было ясно, что Россия на это не пойдет. Если компании выгоднее увеличить смету и перейти в другой режим - пускай переходит. Если выгодно не увеличивать смету и остаться в рамках СРП - хорошо. Если не выгодно то и другое, а выгодно продать проект - это коммерческое дело". Так или иначе, но ясно, что период вялотекущего конфликта заканчивается и соглашение теперь уже никак не может остаться в нынешнем виде.