08.11.2006 02:00

Дорожные тяжбы

Власти не могут определиться, как им финансировать муниципальные трассы

В ходе реализации реформы местного самоуправления в Пермском крае произведена передача автомобильных дорог из региональной собственности в муниципальную. В качестве стимула финансирования муниципалитетами содержания и ремонта переданных дорог депутаты Законодательного собрания 20 июля 2006 года внесли изменения в Закон "О бюджете Пермской области на 2006 год". Согласно поправкам, доля софинансирования расходов на капремонт и строительство дорог для местного бюджета снизилась с 50 до 30 процентов (оставшиеся финансовые обязательства берет на себя региональный бюджет).

Вчера проблема финансирования дорог вновь обсуждалась на совете представительных органов местного самоуправления. И, похоже, стороны так и не разобрались, как им финансировать содержание дорог и сколько для этого необходимо средств. Региональное дорожное агентство предложило методику расчета стоимости содержания муниципальных дорог, на основании которой муниципалитеты смогут разработать собственные методики. Однако конкретную сумму агентство назвать не смогло. По словам чиновников, это невозможно, так как данные, предоставленные территориями, являются неполными или неверными.

Представители территорий, в свою очередь, заявили, что агентство должно предоставить единый норматив по содержанию дорог, так как кадровых сил на местах "может хватить только на то, чтобы умножить готовый норматив на километраж дорог", а не на разработку собственной методики. Также они попросили прописать отдельной строкой финансирование дорог в той части бюджета, который выделен на пять приоритетных региональных проектов.

Однако заместитель председателя правительства Пермского края Игорь Папков напомнил, что власти не должны "расписывать через краевой бюджет все расходы муниципальных образований", а также то, что общая сумма бюджетов МСУ, в сравнении с 2004 годом, выросла до двух раз, а значит, и средств на содержание дорог на местах стало больше.

Руководитель дорожного агентства Пермского края Глеб Даниелян считает, что денег должно хватить:

- Финансирование дорожных объектов идет через несколько источников. Через фонды софинансирования социальных расходов на капитальный ремонт в этом году распределяется 1 миллиард рублей. В следующем году прогнозируется аналогичная сумма. Кроме того, на пять приоритетных региональных проектов есть сумма 800 миллионов рублей. Если пропорционально разделить средства, часть денег пойдет на дороги в этом и следующем году. Если взять бюджет дорожного строительства и капремонта на предыдущий год, то здесь также наблюдается прирост средств.

Проблемы же, по мнению чиновника, могут возникнуть как раз из-за избытка средств, так как территории могут не справиться с их освоением. Другая проблема заключается в предоставленных местными властями данных, согласно которым "наблюдается неадекватное увеличение протяженности дорог". Данные, которые предоставили муниципалитеты, расходятся со статистической отчетностью. По мнению специалистов агентства, это связано с тем, что территории стремятся получить как можно больше средств из краевого бюджета, а потому учитывают даже те дороги, которые не используются.

Однако представители территорий не разделяют оптимизма региональных чиновников.

   комментарий

Сергей Аликин, председатель Земского собрания Карагайского района:

- Дороги, которые находятся на балансе у муниципалитетов, очень низкого качества и требуют больших затрат. В 2006 году мы потратили на их содержание примерно 1,3 миллиона рублей. Если исходить из расчета 43 тысячи рублей на километр (эта цифра условно принята для районных дорог), необходимо 10 миллионов. Дотация, которая будет предоставлена муниципалитету, составит примерно 20 миллионов, но эти же средства должны пойти и на другие приоритетные проекты: образование, здравоохранение и так далее. Получается, что на дорожные проблемы денег не остается.

Сложность сегодня заключается в том, что нет четкой методики расчета содержания одного километра дорог. Чтобы владеть такой цифрой, необходимо провести паспортизацию, нужен расчет: во сколько обходится содержание грунтовой дороги, во сколько полевой. Пока этих данных у территорий нет, как нет и специалистов, которые смогут выполнить расчеты.