Регулярный просмотр новостных телепередач, телефильмов и сериалов для психики простого человека более опасен, чем участие в боевых действиях. Вчера на проходящей в кипрском городе Айа-Напа Второй Международной конференции "Терроризм и электронные СМИ" были приведены данные последних медицинских исследований психологического состояния российских телезрителей.
По сведениям Российской академии медицинских наук, около 70 процентов российских граждан, уделяющих в день не менее 2 часов просмотру телевизора, испытывают постоянное чувство страха, тревоги и склонны без всяких на то видимых внешних причин к депрессии. Медики не сомневаются, что эти психологические отклонения вызваны не личными жизненными неурядицами, а потоком негативной информации, на который делает акцент большинство отечественных телеканалов. В результате российские телезрители обладают повышенной чувствительностью по сравнению с западными "коллегами". Так, при появлении информации об очередном теракте очень многие наши граждане переживают такой шок, которого не испытывают даже посредственные участники этих трагических событий.
После теракта в "Норд-Осте" специалисты РАМН провели социологическое исследование, которое показало, что у 24 процентов граждан, постоянно смотревших телевизор, появились все психологические признаки посттравматического синдрома. Для сравнения: посттравматический синдром был зафиксирован медиками у 18 процентов солдат, стоявших в дни теракта в оцеплении театра на Дубровке, и у 4 процентов сотрудников спецслужб, задействованных в операции по освобождению заложников. Таким образом, наши телезрители в те дни испытывали гораздо более значительные психологические нагрузки, чем реально рисковавшие своей жизнью участники этой трагедии.
По мнению президента Международной академии телевидения и радио Анатолия Лысенко, освещение терактов на нашем телевидении способно вызвать у граждан такое чувство психоза, которое затмевает желание разобраться в истоках терроризма и заняться поиском эффективных методов борьбы с этим злом. "Очень немногие российские журналисты профессионально подготовлены для работы в критических ситуациях, подобных той, что случилась в "Норд-Осте". Когда происходит трагедия, наши репортеры устраивают гонку за самыми жестокими и шокирующими кадрами и фактами. Но любой журналист должен обладать чувством меры, уметь не перегнуть палку, промолчать, когда это нужно. На Западе журналисты уже научились это делать. Например, в репортажах о терактах в Ираке вы не увидите крови и искалеченных трупов. Зато увидите неудобные вопросы чиновникам. В результате западный зритель, не впадая в состояние психоза и шока от увиденного, в трезвом уме анализирует происходящие события. А затем на выборах выставляет счет действующей власти, которая не справляется с борьбой против террора", - рассказал Лысенко.
По мнению большинства участников конференции, российским журналистам еще предстоит поменять методы работы и от поиска "жареных фактов" перейти к более вдумчивому и аналитическому изложению событий. Это автоматически приведет к улучшению психологического состояния миллионов наших граждан, впавших в наркотическую зависимость от телевидения. "Профессионально работающие журналисты и психически здоровые избиратели будут способны повлиять на улучшение положения дел в сфере борьбы с терроризмом", - уверен Лысенко.
Некоторые работники наших СМИ, приехавшие на конференцию в Айа-Напа, высказались за принятие четкой инструкции, которая обязала бы журналистов не давать в эфир шокирующие кадры, на которых запечатлены, например, трупы и боевые действия. Однако в итоге участники конференции от этой идеи отказались.