Термин "корпоративная социальная ответственность" появился в российской деловой практике не так давно. Промышленный сектор и в советские времена тащил на себе социалку, а понятие "градообразующее предприятие" предопределяло его ответственность за жилье, тепло и свет, за школы, больницы и стадионы родного города. Однако эта ответственность вменялась директивно, а уклонение от нее каралось так же, как невыполнение плана по производству.
Пытаясь сбросить с плеч ярмо социальных обязательств уже в рыночных условиях, молодой российский бизнес видел главную свою задачу в том, чтобы наладить отношения с властью. Это у нее - законы, налоговая служба, суд, а детскому садику можно просто подбросить иногда игрушек и апельсинов... Но очень скоро возникло осознание перекоса: нельзя надеяться на рост производительности труда у работника, который все время думает о том, как найти пристойное жилье для семьи, где лечиться, как дать ребенку образование, на что рассчитывать в старости.
С другой стороны, современные международные стандарты корпоративной отчетности стали включать в себя не только требования о представлении финансовых показателей, но и данных о социальной деятельности компаний, их вкладе в устойчивое общественное развитие. Подобные требования стали распространяться и на российский бизнес, который заинтересован в западных инвестициях и кредитах, повышении капитализации. Практически можно говорить о появлении такого понятия, как "социальная репутация", которая все больше и больше влияет на капитализацию крупных корпораций, вовлекающих в свою деятельность целые регионы, большие группы населения. В этих условиях крупный бизнес, работающий по всей России, начал понимать необходимость вносить в процветание регионов своей деятельности гораздо больший вклад, чем того требует законодательство или сиюминутные коммерческие интересы.
Из разовых благотворительных акций, зачастую вынужденных, когда латали дыры в социальной сфере, выросла практика четко спланированных и последовательно осуществляемых программ социальных инвестиций. Они увязываются с долгосрочными целями компании в регионах ее деятельности и согласовываются с местной властью, интегрируются в общую бизнес-стратегию компании. Их эффективность можно отслеживать, а расходы контролировать. Программы направлены на повышение профессионального и личного потенциала работников, создание для них комфортных условий жизни и дополнительного социального обеспечения по окончании трудовой деятельности. Именно так и действуют теперь в социальной сфере ведущие российские корпорации - "ЛУКОЙЛ", "Газпром", "Норильский никель", ТНК-ВР, РУСАЛ, "Северсталь", целый ряд других.
По программам внешних социальных инвестиций ведется строительство дорог, линий электропередачи, мостов; спонсируются крупные оздоровительные программы, осуществляются экологические мероприятия и помощь в сохранении историко-культурных ценностей, реализуется поддержка ветеранов и инвалидов, а также местных сообществ, в том числе малых народностей. Социальные инвестиции - это содействие образовательным учреждениям и поддержка способных детей и молодежи; это и многое-многое другое...
По оценке специалистов Национального центра социального мониторинга при РАН, общие затраты на эти программы составляют около 2 миллиардов долларов ежегодно. Для того чтобы проделанная работа при таких расходах получила признание, улучшила репутацию компании и подняла ее капитализацию, обеспечила лояльность персонала и местного населения, необходима оценка независимых экспертов, основанная на системе четко структурированных показателей и методов проверки информации.
Эту задачу помогает решить выпуск странового рейтинга российских компаний Институтом социальной и этической отчетности (Institute of Social and Ethical AccountAbility). Эта авторитетная организация разработала один из двух общепринятых в мире стандартов социальной отчетности и регулярно публикует глобальный рейтинг корпоративной социальной ответственности. Российский рейтинг отражает требования международных стандартов и составлен по методике глобального рейтинга на основе анализа открытой корпоративной информации об управлении социальными аспектами бизнеса. При этом социально-экономическая политика компаний, управление экологическими последствиями их деятельности рассматриваются как в контексте их бизнес-стратегии, так и в контексте ожиданий общества, стратегических ориентиров национального развития. Экспертным партнером российского рейтинга выступила крупнейшая аудиторская компания PriceWaterhouseCoopers.
Большинство мест в первой десятке рейтинга заняли представители энергетики ("ЛУКОЙЛ", "Татнефть", ТНК-BP, РАО "ЕЭС России") и металлургии ("Норильский никель", "Северсталь", НЛМК, РУСАЛ). "Российские компании оценивают сегодня по тем же меркам, какие предъявляются другим лидерам бизнеса. А принадлежность к элите бизнеса предполагает внимание не только к текущим финансовым результатам, но и к качеству и прозрачности управления нефинансовыми факторами долгосрочной устойчивости", - говорит руководитель международного проектного бюро "Деловая культура" и проекта "Рейтинг корпоративной ответственности" в России Наталья Хонякова.
Желание идти в ногу со временем побуждает российский бизнес публично декларировать свою позицию по социальной ответственности. Так, Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) принял "Социальную хартию российского бизнеса", ТПП РФ разработала собственный стандарт социальной отчетности, а Ассоциация менеджеров России выпустила "Меморандум о принципах социальной ответственности".
Реализация программ социальных инвестиций предполагает, по мнению вице-президента ТНК-ВР Александра Горшкова, соотнесение масштабов бизнеса и социальных программ, строгий контроль за целевым расходованием средств, расчет эффективности. "Однако, - добавляет он, - в отличие от тех, кто с удовольствием цитирует известное высказывание: "Что хорошо для "Дженерал Моторс", хорошо и для Америки", мы полагаем, что все обстоит наоборот: то, что хорошо для России, хорошо и для бизнеса".
Международные стандарты социальной отчетности формируют более ответственное отношение российского бизнеса к своей социальной роли, а публикация рейтинга позволяет им непредвзято взглянуть на себя со стороны и равняться на лидеров. Проигравших в этом соревновании не будет.