У компьютерных фильмов есть своя премия. Фестиваль Machinima прошел в Нью-Йорке уже в четвертый раз. Некоторые его номинации звучат совсем как в обычном кино: лучший фильм, лучшая режиссура. Но есть и специфические: например, лучшая виртуальная игра кукловода и лучшая "заказная" анимация. Заказная - значит, специально сделанная для этого фильма. Звучит странно - в обычных мультфильмах вся анимация сделана специально для этого случая. Но для фильмов "машинима" это не так: их в основном делают на основе компьютерных игр, используя готовые движения персонажей, заложенные в игру программистами. И тем не менее результат получается интересный. Список победителей этого года можно посмотреть на festival.machinima.org.
Например, приз за лучшую режиссуру получил фильм "Грань раскаяния" (его сайт - riot-films.com). Сюжет прост: два мальчика и девочка дружили с детства, оба в нее влюбились, затем один стал светлым паладином, а другой - темным некромантом. В какой-то момент молодые люди столкнулись из-за нее, побились на мечах, и все умерли. Фильм занимает семь минут, не требует слов (их там и нет) и эффектно выглядит. А снят он в игре World of Warcraft, хотя графика и существенно обработана. В этой игре, как и во множестве аналогов, игрок управляет своим компьютерным персонажем в виртуальном трехмерном мире. Персонаж - его называют "аватаром" - может ходить и бегать туда, куда захочет игрок, ему доступен набор жестов. Сесть, лечь, молиться, плакать, помахать - жестов десятки. А декорациями могут быть различные зоны игры: от пасторальных лугов до мрачных огненных подземелий.
Слово machinima получилось в результате объединения слов machine (машина) и cinema (то есть кино). Это новый вид компьютерного искусства, в основном любительского. Хотя для того, чтобы сделать качественный фильм в этом жанре - такой, чтобы получить приз на фестивале, - нужно потратить немало сил. Хотя простейшие фильмы может сделать каждый: надо снять на видео кусок действия из трехмерной компьютерной игры (для этого есть специальные программы), а затем озвучить по-своему. Так "машинима" и появилась - любители игр развлекались видеозаписями своих электронных приключений. А получилось ни много ни мало - искусство. Даже любительским его нельзя назвать в полной мере - лучшие работы требуют не только много сил и участия разных специалистов, но и поддержки разработчиков игр и компьютерных игр. Отличие от обычной компьютерной анимации не в этом.
В привычной компьютерной графике изображение синтезируют: создают трехмерные модели объектов и, обращая внимание на каждый кадр, обсчитывают на мощных компьютерных "фермах", как такие объекты будут выглядеть в движении. Эта картинка существует только в рамках этого сценария и создана только для него. В случае "машинимы" все не так: эту графику буквально снимают в виртуальном мире. Есть камера или нет - персонажи в самом деле так двигаются, так выглядят. Они - виртуальные актеры. "Машинима" не создает виртуальную реальность, а лишь запоминает ее.
Предтечей "машинимы" была так называемая демосцена. Еще до того, как трехмерные игры стали повседневностью, появилось это хакерское искусство. Мастера программирования делают код, который в полной мере использует графические возможности компьютера, отображая на экране оригинальные и впечатляющие аудиовизуальные композиции. Причем это не записанное видео, а программы, которые обсчитывают графику в реальном времени на компьютере зрителя. Домашний компьютер при этом заменяет дорогущие "рендер-фермы", комплексы из тысяч мощных машин, которые применяются при создании коммерческих кинопродуктов. Это требует высочайших компьютерных умений. Собственно, такие разработки и называются "демо", поскольку демонстрируют возможности хакеров-художников. Но тут впечатляет не столько сама картинка, сколько изящество программы, поэтому это искусство остается маргинальным, хотя фестивали по нему проходят до сих пор - см., например, http://www.enlight.ru/.