29.11.2006 03:00
    Поделиться

    Лозунг о доступном медицинском обслуживании разбился о денежный риф

    Сердечная недостаточность

    Во Владивостоке три районных поликлиники в целях оптимизации объединились в одну. Насколько теперь доступно медицинское обслуживание? Добрая половина городского населения пользуется одной поликлиникой № 3, добираться до нее приходится всегда проблемным во Владивостоке городским транспортом. Тропа, которую протоптали пациенты, стала уже обрастать торговыми киосками: хлебным, овощным, газетным, ремонтом обуви, иногда выстраивается ряд машин - молоко, творог, рыба, мед. Расположена поликлиника в непосредственной близости с моим домом. Поэтому все прелести доступного медицинского обслуживания я наблюдаю каждый день.

    Работает поликлиника с 8.00, двери ее открываются в 7.30, а толпа пациентов начинает скапливаться под ними еще до семи утра. В семь утра я была шестнадцатой из тех, кто занял очередь в регистратуру, рядом отдельно занимали очереди "на кровь", и "на биохимию". К окошку регистратуры я добралась через 1 час 20 минут, пропуская тех, кто "тут занимал" и кто с температурой.

    Действия регистратора: взглядом спросила, к какому мне врачу - поискала и нашла талончик - спросила полис и паспорт - заглянула в компьютер - тут кому-то срочно понадобилась карта - поискала, нашла, отдала. Забыла, что искала для меня - вздохнула, я напомнила про компьютер. В нем моих данных нет, это значит, что ей предстоит набрать все мои паспортные данные и все данные полиса в специальном файле. Позвали к телефону, ушла с моими документами, которые и оставила у телефона. Вернулась за ними, справилась с компьютером, вышла из-за стойки, махнула мне "айда за мной". Очередь - еще два десятка человек - застонала! Мы поднялись на третий этаж, там отдел статистики, в котором сняли копию с паспорта и полиса и что-то записали. Спустились вниз, регистратор начала заполнять медицинскую карту, забыла мое имя, опять спросила паспорт. На меня одну ушло 15 минут, плюс парочка скандалов в очереди, плюс духота переполненного коридора, плюс негромкие сетования на тему "сколько можно над нами издеваться", все это сопровождается телефонной трелью в регистратуре, оформляющей вызовы на дом.

    Придя к врачу по времени, обозначенному в талоне, я просидела в очереди еще час: пациенты со стажем знают, талон талончиком, а под дверью кабинета очередь живая. Терапевту потребовалось четыре минуты, чтобы выписать мне направления на анализы, а мне на следующий день - еще час с лишним для сдачи крови. Больше, чем есть количество талончиков, пациентов не примут. Зазевался - начинай все сначала.

    Лозунг национального проекта по здравоохранению о доступном, качественном и эффективном медицинском обслуживании разбивается о риф, разделяющий тех, кто может заплатить за консультацию врача и тех, кто не сможет. Полис ОМС, по сути, дает право только бесплатно переступить порог поликлиники. Даже за нужный мне биохимический анализ крови пришлось доплатить (вполне официально): реактивы дорогие. Медучреждению важнее данные полиса пациента, поскольку от этого зависит их заработок, нежели состояние пришедшего на прием больного. Случай из семейного опыта: родственник попал в отделение гнойной хирургии городской больницы. Уже после операции на третий день уснувшего днем родственника будит лечащий врач с вопросом: "Ну как?" Тот ему спросонья про болезнь, а врач: "Да я не про это. Вы платить за пребывание будете?". Достойный доктора интерес! При этом он не на взятку намекал, речь шла об официальной плате.

    Укомплектованность врачами общей практики медицинских учреждений Приморского края составляет сегодня едва две трети от потребности. Молодые врачи стараются ни в коем случае не попасть в районную поликлинику. Ведь участковому терапевту после повышения ему зарплаты надо обслуживать не менее 1700 пациентов, какие уж тут качество и индивидуальный подход!

    Ежегодно из выпускников Владивостокского медуниверситета на эту работу идут не более 15-20 человек. Зарплата участковых терапевтов приближается к 20 тысячам, а уровень врачебных консультаций только снизился. На одном из совещаний начальник управления организации медпомощи департамента здравоохранения администрации края Галина Горшунова говорила о том, что "кризис деятельности лечебных учреждений приблизился к черте распада". Имеются в виду большие очереди, списки на сдачи анализов, нехватка реактивов для самих анализов и прочее.

    По национальному проекту в области здравоохранения в Приморье должны построить центр высокой медицинской технологии, но не могут определиться со специализацией центра: сердечно-сосудистый или ортопедический? Не вылечим сердце - сделаем протез на ногу. Это я к тому, что странно ставить цели от планов, а не от потребностей.

    Донор по прейскуранту

    Во время последней комплексной прокурорской проверки выяснилось, что благовещенцев заставляют платить деньги за бесплатные услуги. Всего в ходе рейдов выявлены 122 нарушения федерального законодательства. Официально речь идет о десятках тысяч рублей. На самом деле "добровольные" взносы могут быть гораздо выше. Зачастую население не обращается в правоохранительные органы, так как не знает, за что нужно раскошеливаться из собственного кармана, а какие процеду­ры финансирует государство. В результате человек ложится в больницу или сдает анализ крови за свои кровные, отрывая от семейного бюджета довольно внушительную сумму. Во время выбора между жизнью и смертью становится не до личной меркантильности.

    - В прейскуранте платных услуг областной клинической больницы значились процедуры, которые по закону должны предоставляться бесплатно, - делится прокурор отдела по надзору за соблюдением федерального законодательства областной прокуратуры Наталья Васильева. - После принятых мер прокурорского реагирования подобные нарушения устранены, а людям возвращены деньги.

    Другой пример из отчета проверяющих: в третьей горбольнице областного центра пожилой женщине удалили желчный пузырь. Операция обошлась почти в шесть тысяч рублей. При этом заболевание пациентки входит в территориальную программу оказания бесплатной медицинской помощи населению, а значит, по закону такая медицинская услуга должна оказываться за счет средств ОМС. Аналогичные нарушения установлены прокурорами городов Белогорска, Райчихинска и других населенных пунктов.

    В большинстве случаев главные врачи мотивируют свои действия тяжелым финансовым положением лечебных учреждений. При этом вскрываются факты отказа тяжелобольным людям в срочной госпитализации из-за отсутствия у них медицинского полиса либо печати о прописке в паспорте. Кроме того, курс на повышение благосостояния персонала больниц далеко не всегда заставляет медиков с должным вниманием относиться к своим обязанностям.

    - Наши сотрудники выявили 17 случаев бездействия врачей в отношении больных открытой формой туберкулеза, - продолжает Наталья Васильева. - Это последняя стадия заболевания, которая несет непосредственную опасность для окружающих и способствует быстрому распространению инфекции. Судебные иски по всем случаям отказа от госпитализации больных открытой формой туберкулеза направлены в суд.

    Недочеты под рентгеном

    Больницы и поликлиники Петропавловска-Камчатского получили последнюю в этом году партию оборудования в рамках национального проекта "Здоровье". В поликлинике № 3 установлен новый флюорограф, а в детской поликлинике № 1 заканчивается монтаж рентгеноаппарата. Всего в Петропавловск-Камчатский было доставлено медицинских аппаратов на 40 миллионов рублей. Это рентгеноустановка, флюорограф, два аппарата УЗИ, восемь электрокардиографов и девять машин "скорой помощи". По словам заместителя градоначальника, руководителя департамента социального развития Ирины Унтиловой, уже известно, какое оборудование поступит в город в следующем году. Такие приятные изменения происходят не только на Камчатке: все территории Дальнего Востока благодаря поставкам медицинского оборудования существенно улучшили материальную базу больниц. Однако это еще полдела.

    Работает ли поступившая техника эффективно? Увы, не всегда. Например, в Хабаровске несколько кардиологических машин оказались непригодными к использованию в здешних климатических условиях: в них начинала барахлить аппаратура. Подарки нацпроекта во многом огорчали сотрудников подстанций скорой помощи и больниц. Например, прокуроры Краснофлотского и Индустриального районов Хабаровска установили, что при поставке оборудования в лечебные заведения отсутствовала или представлялась с истечением срока действия требуемая документация (сертификаты качества, технические паспорта, инструкции пользователя на русском языке, документы, подтверждающие гарантийные обязательства, санитарно-эпидемиологическое заключение Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека), на оборудовании не обозначена маркировка с датой выпуска. Новые машины, реанимобили, передаваемые в оперативное управление, не ставились на баланс учреждений.

    А как используются деньги нацпроекта? В Хабаровском краевом фонде обязательного медицинского страхования из 51 проверенного учреждения здравоохранения в семнадцати были установлены факты нецелевого использования бюджетных средств на сумму 31,6 тысячи рублей и несвоевременного возврата средств на сумму 378,9 тысячи рублей.

    Хорошее дело - диспансеризация, но в результате надзорной деятельности установлено, что отдельные медицинские учреждения Хабаровского края попросту не готовы к проведению диспансеризации: у них закончились лицензии на осуществление медицинской деятельности, нет оборудования, необходимого для проведения диспансеризации.

    Врачи как штучный товар

    Диспансеризация подкралась незаметно - комментируют сегодня реализацию одного из направлений национального проекта "Здоровье" врачи различных лечебных заведений ЕАО.

    Выбор перед врачами автономии стоит сегодня нехитрый - провести в сроки диспансеризацию или увеличить и без того огромные очереди в поликлиниках на прием к так называемым узким специалистам. Предпочтение, естественно, отдано национальному проекту.

    ...В нешироких коридорах областной поликлиники тесно уже с раннего утра. В очереди к эндокринологу клянут сотрудников местной академии и врачей. Первые поломали людям весь день, потому что подошла их очередь диспансеризации, а вторые не могут разорваться между двумя потоками пациентов.

    - Задача перед нами стоит вроде бы простая, - говорит главврач Александр Вергилис, - вот только как это сделать, не нарушив работу заведения, я не знаю. Национальный проект, вернее, его реализация четко обозначила одну из главных наших проблем - нехватку специалистов. Поэтому, пока биробиджанские врачи ездят в районы на диспансеризацию, перекрывая тамошний дефицит кадров, очереди на прием к врачу вряд ли сократятся. И дело даже не только в нехватке узких специалистов. Например, наша поликлиника укомплектована не более чем на 80 процентов.

    Всего на территории области сегодня работают 658 врачей различных специальностей. Если рассчитать средний показатель обеспеченности врачами, то он получится чуть ли не в два раза ниже, чем в среднем по стране. Специалисты территориального фонда уже бьют тревогу - область не успевает освоить деньги, выделен-ные федеральным бюджетом на дополнительную диспансеризацию. Всего до конца года здесь необходимо было осмотреть 2200 человек, занятых на вредном или опасном производстве. Еще неделю назад диспансеризацию прошли менее 1300 человек.

    - В области очень низкая плотность населения, а нормы количества врачей устанавливаются в стране исходя именно из этого показателя. Плюс ко всему идет постоянная текучесть молодых специалистов, - говорит заместитель начальника управления здравоохранения правительства ЕАО Владимир Дорофеев.

    Поделиться