Автозавод "Москвич" ушел с молотка за 5 554 711 000 рублей

Зарегистрированных претендентов на него было всего два - компания "Прометей" и компания "Метрополь". Достался "Москвич" последней, выложившей за него 5 554 711 000 рублей. Таким образом, стартовая цена, объявленная в процессе подготовки к тендеру, в ходе его проведения поднялась на 48 миллионов рублей.

Эксперты, близкие к правительству Москвы, считают, что организаторы аукциона - Федеральная фондовая корпорация, мягко говоря, профукала в ходе этих торгов немало денег. Как уверяли корреспондента "РГ", если бы аукцион проводили, скажем, столичные власти, то они взяли бы за 90 гектаров столичной земли, принадлежащей предприятию, по существующим сейчас расценкам, как минимум, вдвое больше. А если бы применили еще поправочные коэффициенты с учетом имеющегося имущества - а это ни много ни мало 54 объекта недвижимости, плюс производственное оборудование, то доход в казну мог быть еще больше. Но "Москвич" на 60 процентов - предприятие федеральное, значит, хозяину виднее, кому и почем его отдавать.

Впрочем, насчет кому точка вчера скорее всего еще не была поставлена. Еще на стадии приема заявок на торги разразился скандал. Ряд серьезных претендентов, в частности, строительная компания Mirax Group, известная тем, что строит башню "Федерация" в деловом центре "Москва-Сити", к участию в них не были допущены. Ее представители уверяют, что не были соблюдены юридические формальности (отсутствовало соглашение о задатке, подписанное конкурсным управляющим ОАО "Москвич"). Представители компании пытались в течение недели встретиться с конкурсным управляющим, чтобы исправить недоразумение, но им это не удалось.

Правда, конкурсный управляющий ОАО "Москвич" Александр Иванов заявил вчера, что во всем повинна небрежность Mirax Group, все действия которой он расценил как направленные на срыв торгов.

Еще в больших грехах конкурсный управляющий обвинил первого зам. руководителя департамента имущества правительства Москвы Валерия Ануприенко, который объяснил в конце прошлой недели, почему правительство Москвы отказалось бороться за право купить "Москвич". Он заявил, что юристов правительства Москвы смущает предложенный порядок внесения залога: миллиард рублей каждому из участников предлагалось зачислить не на счет организаторов тендера, как это обычно делается, а на счет продаваемого предприятия. Внеся их на счет завода-банкрота, город вполне может их потерять, сочла столица и не захотела рисковать такими большими деньгами. И это объяснение Иванов счел "использованием рейдерских схем атаки", направленных также на срыв торгов.

Как бы то ни было, завод им. Ленинского комсомола продан. Позади осталась по сути целая эпоха нашей страны. Ведь это именно с конвейеров АЗЛК в 1947 году сошел "Москвич-400", по сути первый в нашей стране автомобиль для народа, по имени которого вскоре стали называть и сам завод. Выпускавшиеся до той поры "ЗиСы", "Победы" и даже "Волги" были в основном все-таки для начальства. Четыре десятилетия подряд он наращивал свои мощности - до 4 миллионов в 1986 году. Тогда же Совет Министров СССР выделил АЗЛК средства на модернизацию производства, но закупленное за рубежом это оборудование в годы перестройки так и заржавело, не дождавшись установки в цехах.

В течение всего последнего десятилетия столичные власти не раз обращались с просьбой передать АЗЛК Москве, обещая восстановить рухнувшее автомобильное производство. Просьба была одна - простить заводу долг федеральному бюджету за то самое так и не установленное оборудование. Но федеральный центр готов был отдать завод, производство на котором давно прекратилось лишь при условии, что Москва возьмет на себя вместе с ним ответственность за выплату тех денег. Закончилось все тем, что в январе 2004 года на заводе было введено внешнее управление, а в начале 2006-го завод признали банкротом. Общая задолженность его перед кредиторами составила 28 миллиардов рублей.

Что же придет на смену заводским конвейерам сейчас на этой громадной территории? Интернет пестрит расчетами, какую прибыль можно извлечь из нее, если застроить офисами, торговыми центрами. Именно этим намерен заняться, говорят источники в мэрии, Михаил Слепенчук, владелец инвестиционно-финансовой корпорации с таким же названием, член Московской бизнес-ассоциации, владеющий аккумуляторным холдингом и месторождениями полиметаллических руд, который стоит за УК "Метрополь", которой достался "Москвич". Сам победитель - управляющая компания "Метрополь" - пока скуп на планы. Как пояснили в пресс-службе, дальнейшая эксплуатация приобретенных площадей будет осуществляться компанией в строгом соответствии с существующей градостроительной концепцией развития Москвы. Так ли это?

По крайней мере именно этого намерены добиваться от нового владельца столичные власти. Как сообщил корреспонденту "РГ" министр науки и промышленности правительства Москвы Евгений Пантелеев, оспаривать итоги тендера столичные власти не собираются. Да, у них были до последнего момента свои виды на эту территорию. Город хотел бы и дальше развивать на ней автомобилестроение, и городские власти сделали для этого уже конкретные шаги. В частности, как отметил Пантелеев, завод "Автомфрамос", созданный столицей совместно с французской фирмой "Рено", к концу этого года выпустит уже 56 тысяч автомобилей "Рено", а в 2007 году - 80 тысяч. Причем там происходит не просто сборка чужого автомобиля, 30 процентов комплектующих деталей уже производится в Москве и других смежных предприятиях России. К 2008 году их количество решено довести до 56 процентов. Но предприятие при этом будет работать уже на пределе возможностей. Понимая это, столичные власти надеялись расширить мощности завода и построить дополнительное производство по выпуску автокомпонентов.

И хотя столица оказалась за бортом конкурса, от этих планов она отказываться не намерена. "Будем вести переговоры с новым владельцем, - заявил Пантелеев. - Более выгодного производства, чем автомобильное, в Москве сейчас трудно придумать. Перепрофилировать же землю город не позволит ни при каких обстоятельствах. Чтобы этого не случилось, еще в сентябре было принято специальное постановление правительства Москвы. В ближайшее время будут внесены и соответствующие поправки в земельный кадастр столицы".

Кстати

В Самаре убит генеральный директор компаний "АвтоВАЗэнерго" и "ИТЕРА-Самара" Александр Самойленко, сообщили ИТАР - ТАСС в правоохранительных органах области. По предварительной информации, бизнесмен был убит вчера вечером из огнестрельного оружия на улице в центре Самары. Дочерняя вазовская компания "АвтоВАЗэнерго" создана в ноябре этого года для обеспечения работоспособности энергообъектов АвтоВАЗа. Компания "ИТЕРА-Самара", входящая в международную группу компаний "ИТЕРА", занимается добычей и перевалкой нефти на территории Самарской области.