07.12.2006 03:20

Своя баранка ближе к телу

Дальневосточники снова встали на защиту "неправильных" иномарок

Водители встречных машин тоже включали фары и сигналили. Осенние ежегодные попытки "усмирить" правый руль вновь обострились.

Акция вызвана предстоящими 14 декабря слушаниями депутатами Госдумы законопроекта "О безопасности дорожного движения". Документ предусматривает ограничить ввоз в РФ и эксплуатацию праворульных автомобилей. Исходит инициатива от "единоросса", бывшего начальника российской ГАИ, генерала Федорова. Если документ будет принят, то техосмотр автомобиль уже не пройдет, а значит, нет смысла покупать машины с правым расположением руля и ввозить их в РФ. Значит, по мнению депутата городской Думы Дмитрия Новикова, около 70 тысяч жителей края останутся без работы, а полтора миллиона приморцев без средств передвижения.

Между тем в этом году отток населения из Приморья в другие регионы страны опять увеличился. По данным краевого статуправления - на 8,5 процента. Что здесь еще держит людей? Очень немногое: относительная близость "заграницы", возможность ездить на комфортабельных автомобилях и вести связанный с ними бизнес - особенно это важно для молодежи - и доступное теплое море.

Запрет на ввоз праворульных автомашин может обернуться социальным взрывом, в который не верят те, кто не бывал на Дальнем Востоке. На таких легковых машинах ездит почти 80 процентов населения Приморья. Только в Приморский край ежемесячно завозится 30 тысяч якобы "неправильных" иномарок. Благодаря чему в государственный бюджет перечисляется 90 миллионов долларов ежемесячно, вырученных только за их таможенное оформление! Корявый термин "краеобразующая отрасль" по отношению к завозу азиатских иномарок, преимущественно японских, здесь совсем не преувеличение. Доходы от продажи леса и рыбы едва намного больше. Поэтому просто взять и запретить эксплуатацию подобных машин - это, действительно, подобно поднесению спички к бочке с керосином. Ведь треть бюджета Дальнего Востока составляют именно отчисления от этого бизнеса: от поставки автомобилей, запчастей, их обслуживания, доставки... Прибавьте к этому сопутствующий автобизнес: доходы от регистрации в ГИБДД, от крупнейшего за Уралом авторынка, три миллиона долларов ежемесячно от оформления сертификатов "Евро 2". Здесь и вся спецтехника тоже праворульная: для выборки и траления леса, некоторые виды дорожной техники, автокары в морских портах, погрузчики на оптовых базах, грузовики и микрогрузовички у фермеров и т. д.

"На завозе японских машин - более безопасных и экологичных, нежели российские - дальневосточники сами создали себе рабочие места, - говорит лидер приморских автодилеров Дмитрий Пенязь. - Можно запретить ввоз таких машин, но ведь производство по сборке леворульных авто никто на Дальнем Востоке строить не собирается. Как будут зарабатывать трудоспособные граждане? Браконьерничать?

   комментарий минпромэнерго

"Надо четко понимать, что дальневосточный рынок будет еще долго лишен новой продукции российского и европейского автопрома. Эта ситуация будет продолжаться до тех пор, пока не будут приняты решения в области тарифной политики на железнодорожном транспорте, пока не будут реализованы два-три
серьезных инвестиционных проекта в автомобилестроении, которые будут географически локализованы на Дальнем Востоке", - сказал "РГ" представитель ведомства.

Подготовил Владимир Баршев