21.12.2006 04:45
    Поделиться

    Билет на самолет будет стоить как билет на поезд

    А в ближайшие пять лет отечественные авиаcтроители выпустят два новых типа гражданских самолетов, разработанных на основе новейших технологий и материалов. Об этом рассказал вчера журналистам министр транспорта Игорь Левитин.

    "Дешевыми" авиаперевозками в России уже занимаются некоторые компании. И, как надеется министр, увеличение их числа повлияет на снижение стоимости билетов в вагонах купе и СВ, которые не регулируются государством, а устанавливаются железнодорожниками.

    Что же касается создания новых самолетов, то это уже государственный проект. Вечером во вторник он обсуждался на совещании у президента, где шла речь о развитии авиапрома и безопасности полетов в гражданской авиации. А вчера министр транспорта рассказал о подробностях этой встречи. Новые самолеты должны будут заменить собой нынешние Ту-134 и Ту-154. По словам Левитина, это должны быть "прорывные" модели.

    Площадкой для их разработки станет созданная недавно Объединенная авиастроительная корпорация, уже сейчас идут переговоры с двумя крупнейшими компаниями - потенциальными участниками этого проекта.

    Но на совещании у президента впервые был поставлен вопрос об увязке интересов авиастроителей и их клиентов, российских авиакомпаний. "Если не будет государственной поддержки авиакомпаний, у авиапрома не будет заказчиков", - пояснил Левитин. И потому, считает минтранс, их деятельность надо стимулировать. Сейчас российские авиаперевозчики находятся в неравных условиях по сравнению с зарубежными конкурентами.

    Иностранцы, например, как правило, освобождены от уплаты налога на добавленную стоимость (НДС) при покупке и ремонте воздушных судов. А наши компании не только платят этот налог, но и постоянно сталкиваются с трудностями при его возмещении. Только по "Аэрофлоту" задолженность по возмещению НДС составляет около трех миллиардов рублей, заметил министр. И значит, эту проблему надо как-то решать. Что же касается импортной техники, то она будет завозиться в Россию в соответствии с условиями, достигнутыми на переговорах по присоединению к ВТО: пошлины на самолеты, аналоги которых не производятся в России, будут обнулены, а на аналогичные сохранятся в течение семилетнего периода. В то же время минтранс поддерживает предложение авиастроителей об увеличении импортных пошлин на подержанные самолеты. Ведомство Левитина и другие ведомства готовы заняться выработкой механизма этого решения.

    На совещании у президента было принято и другое важное решение - о создании межведомственной комиссии по безопасности полетов в гражданской авиации. В нее, кроме минтранса, войдут и другие ведомства, а также представители крупнейших авиакомпаний. К июлю, как уже писала "РГ", появится государственная программа безопасности полетов в гражданской авиации. Помимо поддержки авиапрома и авиакомпаний в ней будут предусматриваться меры по улучшению подготовки пилотов в соответствии с требованиями ИКАО.

    А в начале следующего года правительство решит, где будут создаваться на территории России крупные авиатранспортные узлы - хабы. Предполагается, что будет создано 8-12 таких узлов. Вчера министр навскидку назвал несколько претендентов - Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Хабаровск, Красноярск. И как только этот список уточнят и согласуют, начнется работа по привлечению крупных инвесторов. Кстати, уже есть первые успехи частно-государственного партнерства, и 15 частных миллиардов уж начинают работать в развитии аэропортовой инфраструктуры. Что же касается государственных инвестиций, то в 2007 году на развитие аэропортов будет выделено около 20 миллиардов рублей, тогда как в 2004 году бюджетные ассигнования составляли всего 1,5 миллиарда рублей, сравнил Левитин.

    Между тем частные инвестиции начинают активно привлекаться и в дорожное строительство. Как известно, в этом году минтранс был абсолютным фаворитом конкурса по отбору проектов на финансирование из Инвестфонда. Уже объявлен конкурс на создание первой в истории современной России концессии - по строительству Западного скоростного диаметра в Санкт-Петербурге. Недавно представители минтранса представили этот проект зарубежным инвесторам в Лондоне. В презентации участвовали около 140 компаний из Европы и Юго-Восточной Азии, рассказал вчера министр. По ее итогам состоялось 25 встреч с различными фирмами, готовыми представить конкретные предложения. "Для первой концессии это очень хороший результат", - полагает Левитин. Главная ставка делается на иностранцев, поскольку по условиям типового концессионного соглашения концессионер обязан обладать опытом работы в подобных проектах. Но и россияне не будут выброшены на обочину. Как пояснил корреспонденту "РГ" Левитин, они смогут войти в пулы инвесторов. А к марту минтранс представит проект закона об автомобильных дорогах, где подробно пропишет принципы финансирования дорожной отрасли.

    Строительство хабов, развитие и реконструкция морских портов и автомобильных дорог, по замыслу, должны создать условия для того, чтобы транспортные услуги в России не уступали аналогичному сервису в других странах. Это, по мнению министра, может быть одним из прорывных проектов российской экономики. Он позволит развиваться ей в разных направлениях, создаст тысячи дополнительных рабочих мест. Сейчас главным препятствием для транзита иностранных грузов через Россию стали пограничные переходы. Это связано с тем, что кроме пограничной и таможенной службы на погранпереходах находятся и представители других ведомств. Но все они, предлагает глава минтранса, должны быть отодвинуты на несколько километров вглубь, а таможенный досмотр транзита следует максимально облегчить, установив специальное оборудование, облегчив технические процедуры. Кроме того, в планах министерства создание логистического агентства, крупных логистических терминалов в морских портах Находки, Новороссийска, Усть-Луги. В этом году экспорт транспортных услуг составит 9 миллиардов долларов, а к 2010 году его планируется увеличить до 13 миллиардов долларов, наметил планы Левитин.

    Что же касается реформы железнодорожного транспорта, то представление целевой модели рынка железнодорожного транспорта состоится в первом квартале следующего года.

    Поделиться