Криминальная революция отменяется
Российская газета | Рашид Гумарович, за минувший год в России совершено почти 4 миллиона преступлений. Рекордное число. Это что - криминальная революция?
Рашид Нургалиев | Революция, как вы выразились, в другом - в регистрации преступлений. Действительно, в 2006 году, если быть точным, зарегистрировано 3 855 373 преступления. Статистический рост связан прежде всего с тем, что нами приняты целенаправленные меры по сокращению уровня латентной составляющей. Ее основой являются деяния небольшой и средней степени тяжести. В силу малозначительности эти преступления зачастую остаются скрытыми от правоохранительных органов. Однако ввиду своей масштабности именно они нарушают права и свободы большинства граждан. Чтобы переломить ситуацию, мы стали давать более принципиальные оценки административным правонарушениям. Активизировали работу по выявлению неочевидных преступлений. Кроме этого, нами приняты комплексные меры по укреплению законности в деятельности самих органов внутренних дел. Особенно при рассмотрении заявлений и сообщений граждан.
Что касается тяжких преступлений, таких, как убийства, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, разбои, то их, наоборот, стало меньше. За год раскрыто более 49 тысяч преступлений прошлых лет. Это говорит о том, что рано или поздно справедливость восторжествует и виновные предстанут перед судом.
РГ | Насколько сильно меняется из года в год структура криминальной среды и социальная характеристика преступников?
Нургалиев | Преступность стала агрессивнее, изощреннее, а главное более технически оснащенной. Развивается так называемая "беловоротничковая преступность". Активно применяются различные финансовые схемы и манипуляции с бюджетными средствами, аферы с использованием компьютерных технологий.
Наряду с этим немало проблем представляет и так называемая грубая уголовщина, бытовая преступность. Что касается характеристики этих преступников, то тут картина не меняется уже десять лет. Около 60 процентов преступников не имеют постоянного источника дохода. Каждое третье-четвертое преступление совершается теми, кто уже ранее преступал закон. Каждое шестое - в состоянии алкогольного опьянения, каждое одиннадцатое-двенадцатое - несовершеннолетними или при их соучастии. В основе многих преступлений лежит и нерешенность некоторых социальных проблем.
РГ | Какое решение, какой выход из сложившейся ситуации видит МВД?
Нургалиев | В прошлом году возросло количество преступлений против собственности, в том числе таких, как кражи, мошенничество. Особую тревогу вызывает уличная преступность. Если еще пять лет назад на улицах совершалось каждое семнадцатое из зарегистрированных преступлений, то теперь - уже каждое девятое.
Однако выход есть. И он заключается в комплексном подходе к решению проблем. Совместно с государственными институтами, образовательными и социальными учреждениями, бизнес-сообществом, общественными организациями мы развернули работу по созданию государственной системы профилактики. Для этого в МВД разработана модель четырехуровневой программы профилактики правонарушений. В субъектах Федерации создано более трех тысяч межведомственных комиссий по координации этой деятельности, введено 1700 должностей заместителей глав администраций по профилактической работе.
Также акцент делается на профилактику преступлений среди несовершеннолетних, защиту их прав и свобод. Сегодня каждый второй подросток, доставленный в милицию, школьник. Растет число безнадзорных и беспризорных. Даже по самым приблизительным подсчетам в стране сейчас более 700 тысяч детей-сирот, два миллиона подростков неграмотны, более 6 миллионов находятся в социально неблагоприятных условиях.
В целях изменения ситуации работает правительственная комиссия по делам несовершеннолетних, реализуется федеральная целевая программа "Дети России". В результате удалось снизить уровень подростковой преступности на 2,9 процента. Образован институт школьных инспекторов милиции. Сегодня в образовательных учреждениях работают более 3200 специально подготовленных милиционеров. Они выполняют задачи по ранней профилактике безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних, проводят индивидуальную работу со школьниками, систематически уклоняющимися от занятий.
РГ | Но милиционер, даже самый лучший, не заменит родных, не создаст домашний уют...
Нургалиев | Стараемся делать все, что возможно. В конце минувшего года по инициативе МВД прошла Всероссийская благотворительная акция "Участие" с конкретной адресной помощью нуждающейся категории граждан, в том числе воспитанникам интернатов и детских домов. Кстати, после этого наши рядовые сотрудники предложили взять постоянное шефство над детскими социальными учреждениями. В настоящее время под милицейской опекой уже находится около 50 учреждений.
Остывающий Кавказ
РГ | Очевидно, что в России несколько сократились проявления террористической угрозы. На ваш взгляд, жителям и гостям страны все еще есть чего опасаться?
Нургалиев | Особо тяжелым для России был 2003 год, тогда был совершен 561 террористический акт. Принятыми мерами ситуацию удалось стабилизировать. Последние три года количество терактов последовательно снижается. В 2006 году их уже 112.
МВД России принимало участие в разработке ряда законопроектов в антитеррористической сфере. В частности, это законы "О противодействии терроризму", "О ратификации Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма", "О ратификации Протокола о внесении изменений в Европейскую конвенцию о пресечении терроризма". Завершен проект программы по защите объектов метрополитена и железнодорожного транспорта. На международных форумах, которые состоялись в 2006 году, программа была представлена зарубежным коллегам и рекомендована для использования.
РГ | Стало ли спокойнее на Северном Кавказе?
Нургалиев | В прошедшем году достигнуты наиболее значимые результаты за весь период проведения контртеррористической операции. Нейтрализованы 169 боевиков, включая 34 главаря и зарубежных наемников. В их числе - Басаев, так называемый "президент Ичкерии" Сайдулаев, лидер бандгруппы, действовавшей в восточной части республики, Хадисов, один из идеологов религиозного экстремизма в Дагестане Расулов и другие. Они во многом определяли стратегию террористов в Северо-Кавказском регионе.
Нанесен серьезный ущерб и системе финансирования боевиков международными террористическими центрами. Ликвидирован эмиссар "Аль-Каиды" и главный финансовый распорядитель террористов на Северном Кавказе Абу-Хавс. Задержано более тысячи участников бандгрупп, изъяты тысячи единиц оружия и боеприпасов, больше трех тонн взрывчатых веществ, уничтожены 215 бандитских баз и 929 тайников с оружием.
Но несмотря на столь позитивную динамику, все же рано расслабляться. Сегодня усилия правоохранительных органов сосредоточены на искоренении причин и условий терроризма. Основу этой деятельности составляет восстановление социально-экономической сферы Чеченской Республики. И главная наша задача - обеспечить безопасность этих процессов, защитить людей, возвращающихся к мирной жизни.
Приступить к ликвидации
РГ | Как в стране обстоят дела с организованной преступностью?
Нургалиев | В России действуют 450 крупных организованных преступных формирований, значительно влияющих на социально-экономическую ситуацию и криминогенную обстановку в регионах. Общая их численность достигает 12 тысяч человек. Эти преступные сообщества условно можно разделить на три уровня. Наиболее крупные имеют международные связи и представляют повышенную опасность. Они находятся на контроле Департамента по борьбе с организованной преступностью и терроризмом МВД. Следующий уровень - около 50 сообществ с межрегиональными связями. Они разрабатываются подразделениями Главных управлений МВД по федеральным округам. Борьба с остальными организованными преступными группировками возложена на подразделения по борьбе с организованной преступностью субъектов Федерации.
Отмечу, что нами принята и реализуется новая концепция борьбы с организованной преступностью. В марте прошлого года завершен ее первый этап - проанализирована оперативная обстановка в субъектах, кардинально обновлена оперативная база данных. В ближайшие два года будет проведена адресная оперативная работа в отношении лидеров и активных участников наиболее крупных организованных преступных формирований. Кстати, в январе этого года введены новые критерии эффективности работы в данном направлении. Если раньше мы акцентировали внимание на количестве раскрытых преступлений, совершенных в составе организованных групп, то теперь - на полностью ликвидированных преступных сообществах и количестве привлеченных к уголовной ответственности их участников.
РГ | То есть вы перестали пересчитывать мафиозные структуры и приступили к их окончательной ликвидации?
Нургалиев | Стереотип о бессмертии так называемой мафии уже разрушен. В прошлом году возбуждено более 1,5 тысячи уголовных дел в отношении почти 2 тысяч участников высокоорганизованных преступных формирований, в том числе против 780 лидеров, так называемых авторитетов и активных бандитов. Из-под криминального контроля выведено 237 объектов экономики, пресечена деятельность 161 криминального предприятия.
В июле Верховный суд Татарстана вынес приговор 179 участникам организованного преступного формирования "29 комплекс". Они занимались убийствами, вымогательствами, похищениями людей и другими преступлениями. В том числе контролировали несколько крупных предприятий. Все участники ОПГ приговорены к серьезным срокам лишения свободы, который в общей сумме составил почти пятьсот лет.
В Санкт-Петербурге и Ленинградской области разгромили преступные группировки "Тамбовских" и "Медведевских", занимавшихся рейдерскими захватами крупных предприятий.
Продолжается работа по ранее возбужденным делам против организованных преступных формирований в Кемеровской, Новосибирской и Кировской областях. Эти результаты являются логическим продолжением проводимой МВД России работы.
Коррупционера лишат иммунитета
РГ | В ноябре президент потребовал решительных действий против коррупции. Уже есть конкретные результаты?
Нургалиев | Масштабы коррупции действительно представляют реальную опасность национальной безопасности. В прошлом году выявлено около 37 тысяч преступлений против интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления. К уголовной ответственности привлечено 10 тысяч человек, выявлено около 2 тысяч фактов коммерческого подкупа.
РГ | Кто чаще попадается на мздоимстве: чиновники низшего звена или крупные руководители?
Нургалиев | Среди коррупционеров все чаще встречаются и представители руководящего звена органов государственной власти и местного самоуправления. И преступления, которые они совершают, как правило, относятся к категории тяжких и наносят значительный материальный вред государству.
Так, в Северо-Западном федеральном округе возбуждено уголовное дело в отношении руководителя управления Ростехнадзора одного из субъектов, его заместителя, а также генерального директора некоммерческой организации. Должностные лица вымогали деньги у руководителей организаций, работающих в сфере газораспределения и газопотребления. Чиновники принуждали их к заключению фиктивных договоров. При этом на самом деле не оказывали никаких услуг, зато получали от 30 до 50 тысяч рублей за каждый объект газового хозяйства. Всего присвоили свыше 41 миллиона рублей.
В Ульяновской области в декабре предъявлено обвинение управляющему регионального отделения фонда социального страхования. Он зарегистрировался в качестве индивидуального предпринимателя и требовал от руководителей предприятий и организаций области заключить с ним договор на оказание консультационных услуг. Для этого необходимо было перечислить на его личный счет крупные суммы за выделение средств из Фонда социального страхования. Якобы на компенсацию санаторно-курортного лечения. За три года он получил незаконное вознаграждение в размере десяти с половиной миллионов рублей.
В мае возбуждено уголовное дело в отношении одного из руководителей комитета по промышленности и предпринимательству Республики Хакасия. Он значительно завысил сумму поставленного оборудования для одной из целевых программ. Ущерб федеральному бюджету составил 7 миллионов рублей. Ведется следствие, дело находится на контроле Генпрокуратуры.
Наша задача - защитить бизнес от преступных посягательств. И поэтому активная работа в этом направлении будет продолжена.
РГ | Какие пути повышения эффективности принимаемых мер вы видите?
Нургалиев | Необходимо совершенствование антикоррупционного законодательства. Мы направили в Госдуму и Совет Федерации предложения о скорейшем принятии федерального закона о противодействии коррупции и о внесении изменений и дополнений в другие нормативно-правовые акты. В правительство также направлены предложения о необходимости разработки долгосрочной федеральной целевой программы по борьбе с организованной преступностью и коррупцией. В частности, мы предлагаем на законодательном уровне закрепить положение, согласно которому коррупционеры, привлеченные к уголовной ответственности, лишались бы права занимать государственные должности пожизненно.
Крайне важно реформировать систему иммунитета официальных лиц. Установить особый порядок возбуждения, расследования уголовных дел и привлечения к ответственности представителей высших органов власти и иных должностных лиц. Например, ввести процедуру парламентских расследований, как это сделано и достаточно успешно используется в Германии, во Франции, в ряде других стран.
Кроме того, для выявления фактов коррупции надо активно привлекать общественность. Для этого важно отработать механизм защиты граждан, сообщающих о взяточничестве, особенно в государственных органах власти, выработать программы по их защите, установить "горячие телефонные линии" для сбора и анализа подобной информации. Большую помощь ждем и от средств массовой информации.
Громкие дела
РГ | Ваш прогноз: будут ли раскрыты громкие заказные убийства, получившие широкий общественный резонанс?
Нургалиев | В ходе расследования подобных уголовных дел выясняется, что зачастую мотивы у большинства преступников были совершенно банальными - корысть либо внезапно возникшие личные неприязненные отношения. Например, такими оказались убийства депутатов Старовойтовой и Юшенкова, директора НПО "Алмаз-Антей" Климова, репортера НТВ Зимина.
Говоря о других громких убийствах прошлого года, отмечу, что сотрудники уголовного розыска раскрыли в Приморском крае убийство кандидата в мэры Дальнегорска Фатьянова. Арестованы заказчик преступления и двое непосредственных исполнителей. Всем им предъявлено обвинение в совершении убийства, ведется дальнейшее расследование. Задержаны подозреваемые в убийстве первого заместителя главы Центробанка Андрея Козлова. Совместно с Генеральной прокуратурой мы продолжаем расследование этого преступления.
Делом об убийстве Политковской также занимается Генеральная прокуратура. По нему работает оперативно-следственная бригада, в которую вошли и наиболее опытные специалисты МВД. Отрабатываются различные версии и мотивы, в том числе профессиональная деятельность журналистки. Хочу подчеркнуть, что правоохранительные органы России сделают все возможное, чтобы найти убийц.
РГ | Какую оценку вы бы дали работе следователей?
Нургалиев | В 2006 году органами предварительного следствия было направлено в суды более 256 тысяч уголовных дел. Возросли другие показатели эффективности работы. И я хочу отметить, что нашим следователям и оперативникам удается раскрывать преступления, прецедентов расследования которых в мировой практике просто не существовало. Например, в октябре Балаковский городской суд Саратовской области вынес обвинительный приговор по уголовному делу о вымогательствах денег у девяти английских букмекерских компаний, совершенных организованной группой российских хакеров. В связи с уникальностью дела расследование проходило при непосредственном сотрудничестве с представителями английских и американских правоохранительных органов. Преступники действовали через Интернет. Если хакеры не получали деньги, то атаковали серверы компаний. Это парализовало их работу и причиняло существенный ущерб. Компании ежедневно теряли 200 тысяч долларов США.
Досье на всех
РГ | В начале интервью вы отметили, что преступность становится высокотехнологичной. А какие козыри имеются в рукаве у МВД?
Нургалиев | Возвращаясь к предыдущему вопросу, отмечу, что сегодня нагрузка на одного следователя составляет примерно 70 дел в год. И здесь нам не обойтись без современных высоких технологий, в том числе и по формированию качественной доказательной базы. В прошлом году в экспертно-криминалистические подразделения поступили автоматизированные комплексы для производства исследований и формирования ДНК-учетов. В 30 субъектах уже действуют лаборатории по исследованию ДНК-биологических следов по нераскрытым преступлениям, и еще в 5 регионах планируется закупка такой техники. Количество выполненных исследований методом ДНК- анализа выросло в четыре раза. Возросло и число экспертиз, результаты которых способствовали установлению причастности лиц к совершению преступлений.
РГ | Такие исследования возможны в лабораториях. А чем оснащены те сотрудники, которые работают непосредственно на наших улицах?
Нургалиев | С конца 2005 года МВД приступило к созданию единой информационно-телекоммуникационной системы органов внутренних дел. Она позволит милиционеру, где бы он ни находился, в городе или сельской местности, при помощи карманного компьютера в режиме реального времени войти в базу данных федерального и регионального уровня.
К примеру, задержали гражданина. Если раньше на установление его личности уходили недели, то сейчас это можно сделать за несколько секунд. Можете себе представить, какова эффективность этого проекта. Уже в ряде "пилотных" регионов, где используется система, значительно повысилась раскрываемость преступлений. За год создали основу данной системы в 66 субъектах, реконструировали и технически перевооружили 82 региональных информационных центра, обеспечивающих формирование и ведение интегрированных банков данных.
Много и других новинок в МВД. Специально для подразделений особого назначения разработан автомобиль "Тигр". Закупается вертолетная техника и беспилотные летательные аппараты для контроля ситуации во время массовых мероприятий, для проведения контртеррористических операций и для регулирования дорожного движения.
Хочу подчеркнуть, что основная задача сегодня состоит в дальнейшем повышении эффективности деятельности органов внутренних дел. Предпринимаемые шаги по техническому оснащению, информатизации, в кадровой работе, позитивной динамике в нормотворчестве в итоге дадут возможность более надежно защищать законные права и интересы российских граждан.