ГАИшники будут просвечивать машины и штрафовать за непрозрачность

О чем собственно речь?

С понедельника началось профилактическое мероприятие "по выявлению и пресечению фактов эксплуатации транспортных средств с превышения норм светопропускания стекол". По данным ГИБДД, почти 40 процентов происшествий случается в темное время суток. И именно эти происшествия имеют самые тяжелые последствия. Основная причина аварий - недостаточная видимость в темное время суток, а излишняя тонировка на стеклах автомобилей ее еще больше ограничивает.

Простейший пример: машина ночью при нашей освещенности, когда и разметка-то с трудом видна, улетает в кювет. В причинах ДТП, скорее всего, будет указана невнимательность водителя. Но если вникнуть, то одной из причин такой невнимательности стало то, что в темноте, да еще и за тонированными стеклами, водитель просто не увидел границы, где заканчивается дорога и начинается обочина.

Итак, операция "Тонировка" началась. И сразу возникли десятки вопросов, из которых самый принципиальный - "имеют ли гаишники вообще право придираться из-за тонировки к машинам прошедшим техосмотр? Это же, по сути, повторный техосмотр на дороге!

За ответами на эти и другие вопросы мы решили обратиться непосредственно к руководителям ведомства, которое и проводит только что начавшуюся, но уже окруженную слухами, операцию.

Разве это карательная операция?

 комментарий

Василий Белобородов, заместитель начальника департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД России:

От старых приборов мы уже избавились!

Это мероприятие некоторые уже назвали карательной операцией. А что в ней карательного? Максимальное наказание, которое грозит нарушителю, - всего-то штраф 50 рублей...

Главная наша идея - привлечь внимание к проблеме. Ведь по действующему законодательству санкция за подобное правонарушение - либо предупреждение, либо штраф.

Правозащитники, комментируя ситуацию, зацепились за то, что у нас старые приборы, мол, их показаниям верить нельзя. Но ведь жизнь не стоит на месте, и уже давно вместо старых "Бликов" на вооружении ГИБДД современная техника. Эти приборы работают до -10 градусов, но есть и те, которые прекрасно работают и при -40 градусов.

Конечно, таких современных приборов не хватает на каждого инспектора, но ведь и не каждый инспектор имеет право проверять техническое состояние транспортного средства. Это право есть только у госинспекторов технического надзора. Вот как раз для них современных приборов хватает. Плюс коммерческие пункты техосмотра, плюс транспортные предприятия, у которых тоже имеются аналогичные приборы... Так что материальная база для проведения нашего мероприятия вполне подготовлена.

Понятно, что инспекторы проверяют не там, где придется. Никто не собирается стоять с табуреткой на обочине и останавливать всех подряд. Все проводится на стационарных постах с участием госинспекторов технического надзора.

Законно или незаконно?

Теперь о законности или незаконности. Приказом МВД утверждено "Положение о техническом надзоре", которое определяет, кто, где и как имеет право проверять техническое состояние транспортных средств. В частности, говорится, что при надзоре за дорожным движением контроль за техническим состоянием транспортных средств может проводиться на стационарных постах.

Более того, в правилах дорожного движения написано черным по белому: перед поездкой каждый водитель обязан проверить исправность транспортного средства.

Ведь никто не протестует, когда мы проверяем маршрутные автобусы. Потому что это в первую очередь безопасность пассажиров. Помните случай в Туле? У маршрутки отвалилось два колеса, ее занесло, произошло столкновение со встречной фурой. Итог: 7 человек погибли. И теперь все прекрасно понимают, что контролировать автобусы необходимо. Но почему считается, что автобусы надо контролировать, а легковушки нет? Ведь немало случаев, когда в аварии с пассажирским транспортом виноват именно водитель легкового автомобиля, который попросту не заметил в темноте, около остановки, общественный транспорт.

Да, статистики, по которой можно было с абсолютной очевидностью сказать, что ДТП произошло именно по причине излишней тонировки, нет. Причины часто скрываются под размытыми понятиями о недостаточной внимательности водителя, о погодных условиях ограничивающих видимость. Но фактор тонировки есть, и он несомненный. Поэтому в настоящее время готовятся изменения в статистическую карточку учета ДТП, где данный фактор найдет отражение.

Никто отбирать права не будет!

Несмотря на, казалось бы, серьезную опасность, которую представляет тонировка стекол для водителя и пассажиров, автолюбители сами, добровольно наносят ее на стекла своих машин, платят за это приличные деньги. А у нас по-прежнему нет эффективного рычага воздействия на таких нерадивых водителей. Максимум, что может сделать инспектор, после того как госинспектор технического надзора проверит стекла и выяснит, что они не соответствуют требованиям правил дорожного движения, это попросить устранить несоответствие.

В случае когда водитель не согласен это сделать, то есть снять пленку, инспектор может только составить протокол об административном правонарушении, выписать постановление-квитанцию об уплате штрафа. Но отправлять машину на какие-то штрафстоянки, снимать регистрационные знаки, задерживать права, отбирать талон техосмотра наши инспекторы не имеют права.

Если такое где-то происходит и это не выдумка, значит, инспектор превышает свои полномочия. Звоните нам - будем разбираться и принимать соответствующие меры.