Штрафы на дороге выросли в разы

Законопроект вносит несколько, можно сказать, революционных поправок в наше законодательство. О них поговорим подробнее.

Презумпция виновности. Теперь отвечать за правонарушения будет не водитель, а автовладелец. Сейчас, чтобы привлечь к ответственности того или иного нарушителя, надо доказать, что именно он совершил это деяние. Каждый отвечает за себя. Поэтому применение европейской практики с использованием радаров и иных приборов, фиксирующих нарушение, у нас было невозможно. Нужно еще выявить того, кто был за рулем. Поэтому за радаром стоит инспектор. Новый законопроект возвращает законность применению эвакуаторов. Больше это не будет спорным пунктом. Открытым остается вопрос, как его выполнение сделать цивилизованным.

Признание правомерным установление нарушения с помощью средств электронного контроля - это тоже новация. Это и сократит количество инспекторов, занятых в засадах на нарушителей, и уберет личное общение с представителем власти на дорогах. Что, в свою очередь, позволит сократить уровень мздоимства. Но, по оценкам экспертов, для того чтобы оборудовать ими хотя бы ключевые трассы России, потребуется 2 - 3 года.

Впервые в нашем законодательстве заявлена четкая формулировка, кого считать пьяным за рулем. Фразы типа "кажется мне, что вы выпили" - остаются в прошлом. Теперь если содержание алкоголя в выдыхаемом воздухе 0,3 промилле и выше, значит, водитель пьян. Далее уже дело самого водителя - соглашаться с этим или требовать медицинского освидетельствования.

Эта норма предусмотрена Женевской конвенцией 1968 года, которой Россия должна следовать. Правда, там пороговое значение предусмотрено несколько выше - до 0,5 промилле. И это тоже повод для споров в Думе: увеличить или убрать совсем.

Если судить по статистике ГИБДД, то сейчас при предложении проехать на медосвидетельствование около 50 процентов задержанных отказываются от этой услуги. То есть добровольно соглашаются расстаться с правами на полтора-два года. Но у инспектора все равно нет права утверждать, что человек пьян. Теперь оно появится. Показаний прибора для этого будет достаточно. За водителем сохраняется право потребовать медицинского освидетельствования, если он не согласен с показаниями прибора.

Также до сих пор не было нормы, предусматривающей или усиливающей ответственность для тех, кто водит машину в пьяном виде и без прав. Либо для уже лишенных права управления, наплевавших на постановление суда. Многие этим пользовались. Спохватывались только тогда, когда было уже поздно. Наиболее показателен случай в Рязани, когда такой водитель въехал в толпу курсантов. В новом кодексе завели для этого отдельную статью. Теперь такой нарушитель должен будет либо заплатить штраф в размере 5 тысяч рублей, либо пойти под административный арест на 15 суток.

Из нового проекта кодекса исключены статьи, касающиеся ответственности за систематическое нарушение правил. Возможно, ко второму чтению внесут изменения, предусмотрев повышенную ответственность за повторное нарушение.

МНЕНИЯ: ЗА И ПРОТИВ

Вячеслав Лысаков,
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ АВТОМОБИЛИСТОВ "СВОБОДА ВЫБОРА":

- Мы поддерживаем ужесточение ответственности по некоторым нарушениям, например для пьяных. Мы считаем, что здесь не должно быть альтернативы: только арест! Если предусмотрен штраф - это уже намек на то, что проблему можно будет решить на месте. Мы вообще против любых "вилок". Есть нарушение - должно быть четкое наказание.

Но повышение штрафов до уровня европейских при африканской зарплате - это абсурд. При нынешнем уровне коррумпированности ГИБДД страдать будут люди, не совершавшие нарушений.

Владимир Федоров,
СЕНАТОР ОТ КАРЕЛИИ:

- Меня вполне устроит, если этот законопроект будет принят. Это надо было сделать давным-давно. По аварийности и по жертвам мы начали скатываться к 1990 году.

Ответственность автовладельцев, а не водителей мы вносили еще в 1998 году. Это делает возможным применение техники. А при устоявшейся системе продажи автомобилей по доверенности бегать и искать того, кто нарушил, - бесполезное дело.

Я сторонник повышенной ответственности за систематические нарушения. В 1997 году отменили балльную систему, и число жертв на наших дорогах резко пошло вверх. Но раз кому-то не нравится балльная система, надо вводить повышенную ответственность.

Виктор Похмелкин,
ДЕПУТАТ ГОСДУМЫ, ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ДВИЖЕНИЯ АВТОМОБИЛИСТОВ:

- Система наказаний, которая предложена авторами законопроекта, не продумана в полной мере. Вот конкретный пример: если человек за вождение в пьяном виде лишается прав и снова садится за руль, надо жестко наказывать? Конечно, надо. А что предлагают авторы законопроекта? Или штраф 5000 рублей, или административный арест на 15 суток. Кто победнее - пойдет под арест, а кто побогаче - заплатит штраф и свободен? Что касается ответственности автовладельцев, то здесь нарушается принцип презумпции невиновности и принцип ответственности только за свою вину. Если камера зафиксировала, что водитель нарушил правила, выписывается штраф, направляется постановление собственнику. Но если собственник заявляет, что машиной управлял не он, то его доводы должны проверяться сотрудниками ГИБДД и на основании проверки должны быть сделаны выводы. Нельзя отменять презумпцию невиновности ради более широкого использования видеокамер.