У уральских автомобилистов проверяют не только права, но и телефоны
Телефонное право
Идея спорная, но, с другой стороны, есть ведь у ГИБДД немалые заслуги в борьбе с уличной преступностью: поскольку экипажи ДПС подвижны, их помощью пользуются коллеги из патрульнопостовой службы, когда надо срочно отыскать преступников по горячим следам. Наверное, и здесь ГИБДД поможет. Но не очень понятно, почему этим занимается служба розыска похищенного автотранспорта, у которой и без того забот предостаточно. Ведь автомобили в Екатеринбурге крадут почти безнаказанно: из тысячи украденных в прошлом году машин найдена лишь десятая часть. Из 1200 угнанных примерно пятая часть возвращена владельцам. Поэтому сотрудники службы розыска могли бы найти лучшее применение своим силам.
Не все ладно и в других милицейских службах. На днях один мой знакомый, которого "достали" соседи, решил по старой памяти зайти к участковому. Точнее, в пункт охраны правопорядка в городке Чекистов, относящийся к Кировскому РУВД.
- Я помню, что когдато это был образцовый пункт. Но что увидел: обшарпанные стены, убожество, телефон обрезан, туалет не работает… Я понимаю скепсис жителей: какой помощи можно ожидать от нищей милиции? И это самый центр города, считающего себя третьей столицей России. Что же происходит в других местах?! - возмутился приятель.
Что происходит, озвучил замминистра МВД Александр Чекалин, побывавший в Екатеринбурге на прошлой неделе. Только 70 процентов участковых уполномоченных милиции (УУМ) в Уральском федеральном округе обеспечены служебными помещениями, остальные принимают население на улице, составляют протоколы "на коленке", поведал генерал. Служебными телефонами обеспечен 61 процент участковых, домашний телефон есть у половины из них, радиостанция и транспорт - соответственно у 62 и 26 процентов. Такова ситуация в службе, которая ближе всех к гражданам и рассчитана коренным образом изменить систему защиты прав и интересов населения, в том числе через профилактику правонарушений. Неслучайно 2007 год объявлен МВД годом участкового уполномоченного.
Отдельная задача, заметил замминистра, - совместить места жительства и службы участковых. В УрФО по разным данным от 34 до 40 УУМ работают в том районе, где живут. Обеспечить милиционеров жильем помогают органы власти - от региональных до местных - и пользу такого совместительства трудно переоценить. Но вот что интересно. Множество квартир в городах и районах отдано участковым инспекторам, чтобы закрепить их на службе, но ситуация с кадрами не улучшается. Жилье "уходит" вместе с инспекторами, когда они увольняются из милиции. По мнению полномочного представителя президента РФ в Уральском федеральном округе Петра Латышева, руководители милицейских подразделений не заключают контрактов с подчиненными. А надо делать так, чтобы ведомственное жилье можно было приватизировать только после десяти лет службы в МВД, иначе квартир не напасемся, резюмировал полпред.
Сколько ни учись…
Почему так происходит, можно лишь догадываться. Но, по мнению главы МВД Рашида Нургалиева, участвовавшего в работе совещания по вопросам правоохранительной деятельности на Урале, дело в том, что среди милицейских начальников городского и районного уровней "ни один не имеет навыков управления".
И теперь начальников будут учить на курсах повышения квалификации. Наверное, такая проблема действительно существует. Хотя, с другой стороны, при чем здесь навыки управления, если руководители ГУВД некоторых областей годами не бывают в горрайотделах и не знают, как и чем обеспечены местные РОВД. Показательный случай произошел в ходе видеоразговора Нургалиева с главой Куртамышского района Курганской области. Тот жаловался на преступность и плохое обеспечение милиции, пытался прикрыть начальника ГУВД, но не мог вспомнить, когда силовик был в районе последний раз. Зато выяснилось следующее: Куртамышскому РОВД давно выделены оборудование, средства связи и транспорт, их надо было всего лишь получить и пустить в дело…
Примеров нерасторопности и прямого нарушения служебных обязанностей хоть отбавляй.
По мнению социологических независимых структур, большинство населения не доверяет органам правопорядка. Население считает, что правоохранители работают лишь на свой карман, а защита граждан их интересует в последнюю очередь. Другие еще более категоричны: ситуация неисправима, потому что правоохранительные органы защищают только себя и чиновников, интересы которых обслуживают.
Причем создается впечатление, что ответственности правонарушители в погонах вообще не боятся. Многие эксперты в области взаимоотношений государства и личности полагают: ситуация, когда население не верит стражам порядка и боится обращаться к ним за помощью, губительна для государства.
Что делать
В развале системы противодействия преступности, которая довольно успешно действовала еще лет 20 назад, никто конкретно не виноват. Разрушено было многое, не только правоохранительная сфера. Сейчас ее почти заново приходится возрождать. Целостной программы такого рода до недавнего времени в МВД не существовало, хотя многие направления считаются приоритетными: борьба с аварийностью на дорогах или уличной преступностью, например. Правда, ожидаемых результатов здесь не происходит. И вполне объяснимо: растопыренными пальцами невозможно нанести сокрушительный удар (показатели преступности в УрФО превосходят общероссийские на 31 процент, в лидерах - Свердловская область). Более предпочтительным является вариант программы, авторами которого эксперты называют полпреда президента в УрФО Петра Латышева и федерального министра Рашида Нургалиева. Эту разработку в статусе государственной многоуровневой системы профилактики, обеспечения безопасности дорожного движении и борьбы с преступностью, полпред и министр презентовали на упомянутом совещании в Екатеринбурге.
Речь идет о том, что упор в противодействии преступности будет сделан на первичное звено - участковых уполномоченных, городские и районные отделы милиции, где правоохранители наиболее тесно смыкаются с населением. Про материальнотехническое обеспечение понятно, здесь власти и руководители ГУВД действуют рука об руку. В некоторых регионах милиционерам доплачивают из местных бюджетов. Обеспечение служебными помещениями тоже сдвинулось с места - выросло на четверть, в Свердловской области - на треть. В регионах УрФО занялись освещением улиц и установкой камер видеонаблюдения в местах массового скопления людей, сейчас насчитывается более 700 "электронных глаз", что, разумеется, капля в море. Кроме того, установлены шесть тысяч устройств оперативной связи с милицией: "тревожные" кнопки появились на остановочных комплексах и в других людных местах. Высокую эффективность показали школьные инспекторы милиции, в Свердловской области их пока только несколько десятков, но молодым офицерам, как правило, женского пола, удалось изгнать из школ воровство, наркотики, хулиганство. И вообще, присутствие милиционера дисциплинирует школьников. Внедряется программа экстренной медицинской помощи пострадавшим в ДТП, за счет чего количество погибших снизилось на четыре процента.
Это лишь несколько разделов программы противодействия преступности. Причем все предложения рассчитаны на поддержку органов власти в регионах, иначе милиционерам не справиться.
Программа внушает оптимизм хотя бы потому, что последние полтора десятилетия сфера борьбы с преступностью была в загоне, отступая под ударами превосходящих сил криминалитета. "Забытые полки", как назвал горрайотделы милиции Нургалиев, должны отвоевать стратегические высоты. Власть тоже заинтересована в спокойствии населения и его безопасности. Совместными усилиями и задумано выправить положение. Всегда хочется верить в лучшее… Но вот детали, как обычно, ценнее главного и здорово смущают обывателя. Бросилось в глаза: визит министра МВД сопровождался перекрытием улиц Екатеринбурга, что по закону министру не положено. По рангу не положено и спецсопровождение с "мигалками". Кстати, в роте сопровождения - сплошь "АудиА6" последней модели.
Алексей Воробьев, председатель правительства Свердловской области:
- В прошлом году мы выполнили все, что намечалось в сфере социальноэкономического развития области. Не достигли только снижения преступности, которое планировали. Что хотели бы мы от федеральных органов? Правильно, что делается упор на профилактику правонарушений. Если этим не заниматься, все силы будем тратить на увеличение и содержание правоохранительных органов. Надо воссоздать систему профилактики вплоть до трудовых коллективов. В нынешнем году мы намерены создать комиссии по профилактике на всех крупных и средних предприятиях. На базе Уралвагонзавода такую систему уже создали. Хорошо бы на федеральном уровне принять соответствующий нормативный акт. Нам надо поднимать весь народ, сделать борьбу с преступностью заботой каждого трудового коллектива.