И сама работа этих подразделений, и методы выявления отступников в своих рядах носит сверхсекретный характер. Потому совещание проходило в закрытом режиме.Проблемы, которые решали вчера руководители милицейской контрразведки, носят далеко не ведомственный характер. Они напрямую касаются всех. Если собственная безопасность будет четко выявлять чужих среди своих, меньше будет опасности у граждан стать жертвой вымогательства, произвола, а то и жестокости. Сотрудники этой службы порой внедряются в различные милицейские подразделения - иначе латентную коррупцию и прочие должностные злоупотребления не выявишь. Поэтому нередко эти сотрудники живут по "легенде" до самой пенсии.
Такой семинар готовился давно. На нем министру внутренних дел России Рашиду Нургалиеву представили проект новой концепции обеспечения собственной безопасности органов внутренних дел и Федеральной миграционной службы.
Внутренняя милицейская контрразведка будет значительно усилена. Ужесточат не только контроль за милиционерами и повысят ответственность за всевозможные нарушения, даже, на первый взгляд, не очень серьезные. Создаются и новые направления работы. Например, контроль за деятельностью работников Федеральной миграционной службы.
Однако, как рассказали корреспонденту "Российской газеты" источники в МВД, несмотря на закрытость семинара, некоторой информацией можно поделиться. По словам министра внутренних дел Рашида Нургалиева, впервые за последние пять лет количество правонарушений, в том числе и должностных преступлений, совершенных сотрудниками милиции, за год снизилось на 6 процентов. Связано это, по мнению министра, во многом и с усилением работы собственной безопасности по профилактике преступлений в милицейских рядах. Например, c ужесточением спроса за регистрацию заявлений и обращений граждан. Теперь за то, что от заявления гражданина отмахнулись, можно лишиться не только погон, но и свободы. Такое требование закреплено прямыми приказами министра.
В руководстве МВД считают, что необходимо гибко реагировать на заметные изменения в экономике, политике, обществе, которые влияют и на милицию. Криминалитет не оставляет попыток не только подкупить сотрудников, но и внедриться в правоохранительные структуры. Причем речь давно не идет о банальных уголовниках. Подходы к милиции ищут криминальные "белые воротнички" - банкиры, отмывающие преступные деньги, хакеры, экономические мошенники, даже высокопоставленные чиновники. И, разумеется, террористы. Не всякому в милиции удается устоять против соблазна мгновенно обогатиться. А преступники на подкуп не скупятся, ведь на кону стоит сохранение криминальных миллионов. Поэтому сотрудникам собственной безопасности надо не просто изобличить нечестного опера, отпустившего за взятку вора, хотя и это тоже надо суметь доказать. Теперь милицейский контрразведчик должен разбираться в сложнейших экономических вопросах, понимать механизмы движения капиталов и вовремя заметить, что какая-то часть незаконно оседает в милицейских карманах.
В МВД рассказали, что в новой концепции безопасности не случайно большое внимание уделено Федеральной миграционной службе. Вовсе не потому, что в этой структуре хуже всего обстоят дела с коррупцией. Проблема в том, что на эту организацию взвалили очень много задач. Если раньше основную работу делали служащие паспортных столов, то теперь приходится курировать миграционную политику. А это напрямую связано с теневой экономикой, основу которой и составляют мигранты. Понятно, что Федеральная миграционная служба разрослась и даже структурно обособилась от министерства. И кому-то могло показаться, что исчезла из поля зрения собственной безопасности.
Впрочем, разговор шел не только о борьбе за чистоту милицейских рядов, но и о защите самой милиции. Например, от террористов. Сотрудники собственной безопасности проверяют помещения отделов милиции, их уязвимость для вооруженных нападений, предупреждают беспечность дежурных. Лучше это вовремя выявят они, чем преступники.