Сколько берут за проезд по платной дороге
Между тем платные дороги в России уже есть, в экспериментальных так сказать масштабах - о чем говорит опыт их эксплуатации?
...По пути из Москвы на юг по автомагистрали М-4 "Дон", за Липецком, в районе села Хлевное встречается необычный указатель: "Впереди платный участок дороги". Водитель должен сделать выбор - продолжить движение по старой трассе, пересекающей райцентр из конца в конец, или же по новой, скоростной, с односторонним движением. За комфорт, естественно, придется платить. Проезд легковушки по первой в России платной дороге в настоящее время стоит 20 рублей, грузовых автомобилей в зависимости от веса и габаритов - 40 или 80 рублей. Минуешь турникет, заезжаешь на платный участок - и тотчас меняешь привычное представление о российских дорогах. Четыре полосы движения, покрытие из асфальтобетона, допустимая скорость - 120 километров в час. За сутки по участку протяженностью 50 километров в летнее время проезжает до 45 тысяч транспортных средств. Зимой - примерно вдвое меньше.
За восемь лет, прошедших после введения экспериментальной трассы в действие, здесь не было ни одного ДТП по причине неудовлетворительных дорожных условий. По расчетам, участок должен окупиться за 15-20 лет. Все платежи - а за месяц это 4-5 миллионов рублей - идут в федеральный бюджет. В прошлом году при плане в 33 миллиона в кассу дороги поступило 56 миллионов рублей.
Эксперимент на то и эксперимент, чтобы в случае положительных результатов перевести его "в серию". Мировая практика показывает, что при высокой интенсивности движения при разумной цене всегда найдутся желающие заплатить за возможность быстрого и комфортного перемещения. Другой вопрос: какую цену считать разумной? Скажем, в Европе при значительно более высоком уровне жизни стоимость проезда по платным дорогам ниже, чем планируется у нас. В Словакии за 1,5 доллара можно кататься по автобанам в течение двух недель. В Чехии за 5 евро (примерно 170 рублей) - неделю, а за 45 евро - целый год.
Разработанный правительством законопроект определяет, что платной может стать не только вновь построенная, но и уже существующая автотрасса, однако при обязательном условии ее реконструкции. В то же время документ не отвечает на вопрос, что считать реконструкцией дороги, позволяющей менять ее категорию. Ямочный ремонт? Перекладку асфальта? Замену разметки? Толкования возможны разные. Соблазн получить дополнительные доходы может подтолкнуть к переквалификации дорог, в свое время построенных за счет налогоплательщиков, которых теперь будут вынуждать платить еще раз. Тем более что сегодня "хозяин" у них разный. Решение о строительстве дороги федерального значения принимает правительство, региональной - власти субъекта Федерации, местной - орган местного самоуправления. По законопроекту финансирование может осуществляться как из бюджетных источников - государственных и муниципальных, так и из частных, в том числе кредитных и заемных. Платные автодороги могут находиться только в государственной или муниципальной собственности, но их владельцем на основе концессионного соглашения может быть и инвестор, получающий право осуществлять эксплуатационную деятельность.
Еще один важный момент: при принятии решения об эксплуатации автодороги на платной основе пользователям "должна быть обеспечена возможность бесплатного проезда по существующей сети автомобильных дорог общего пользования между населенными пунктами, соединенными платной дорогой". При этом протяженность альтернативного проезда не должна превышать протяженность платного более чем в три раза. Когда платные автотрассы, как планируется, будут достигать и триста, и четыреста километров, "бесплатный" объезд, с учетом сожженного бензина, может влететь в копеечку. К тому же согласно законопроекту бесплатный объезд платного моста или развязки может быть любой протяженности. А это уже походит на вымогательство...
Что касается стоимости проезда по платным автодорогам, то правительство намерено утвердить единую методику ее расчета - в зависимости от вида транспортного средства и расстояния до пункта назначения. На ее основе собственник дороги получит возможность устанавливать максимальные размеры оплаты, а владелец дороги или управляющая компания - определять конкретные суммы, которые будут брать с автомобилистов.
Несмотря на то, что конкретные ставки еще не прописаны, предварительные оценки уже звучат. Так, на скоростном автобане Москва - Санкт-Петербург, который скорее всего станет платным, планируется взимать с водителей легковых автомобилей суммы, дифференцированные по регионам - от полутора до четырех рублей за километр. Протяженность трассы от кольцевой в Петербурге до МКАД - 650 километров. В итоге - 2,5 тысячи рублей в один конец, не считая бензина. На автотрассе М-4 "Дон" после реконструкции проезд на платном участке составит от 0,6 до 1,2 рубля за километр. Помимо этих трасс в ближайшее время, по данным минтранса, до 2010 года будут построены платные участки Кольцевой дороги до аэропорта Шереметьево, от 15-го до 56-го километра Ленинградского шоссе, участок от Кольцевой дороги до соединения Минского шоссе, а также платные участки дорог Москва-Челябинск, Москва-Ногинск, Москва - Орехово-Зуево.
На финише - пара вопросиков. Известно, что широкое дорожное строительство у нас в стране тормозится не только из-за дефицита средств, но и малой мощности асфальтобетонных заводов. Их продукция пойдет теперь прежде всего на сооружение платных трасс, а бесплатные? Не останутся ли они на голодном пайке и не заглохнут ли вконец? Далее: кто будет проводить обслуживание платных и бесплатных трасс? Скорее всего, одни и те же организации. Тогда с большой долей уверенности можно предположить, что ремонтные и другие работы на бесплатных дорогах будут производиться в последнюю очередь, никто не будет заинтересован в том, чтобы поддерживать их в сносном состоянии, и в результате никакого реального выбора у водителя не останется.