Не секрет, что каждое министерство лоббирует в правительстве собственные интересы, а ведомственные взгляды часто не совпадают. Комиссия по вопросам развития промышленности, технологий и транспорта станет своеобразным третейским судьей в решении спорных вопросов. Как вчера выразился Сергей Иванов, ее членам предстоит "отделять зерна от плевел и сообща вырабатывать оптимальные предложения правительству и предельно конкретные указания органам исполнительной власти".
На первом заседании Иванов и его коллеги сосредоточились на железнодорожном транспорте и деревообработке.
Для ускоренной интеграции в глобальную экономику нам нужно четко определить эффективную модель отечественного рынка железнодорожных услуг. Сергей Иванов назвал четыре условия его формирования. Во-первых, реформу надо обязательно увязывать с интересами населения. Во-вторых, важно обеспечить равные условия конкуренции для всех участников перевозок. Третье - любые структурные преобразования обречены на провал, если заранее не продумать, как обновлять и технически обслуживать транспортный парк России. Наконец, необходимо вплотную заняться экспортом железнодорожных услуг.
Сергей Иванов отдельно остановился на социальном аспекте железнодорожной реформы. Она ни в коем случае не должна ударить по рядовому пассажиру и тем более проводиться за его счет, считает первый вице-премьер.
Сами транспортники с этими требованиями, похоже, согласны. Во всяком случае, министр транспорта Игорь Левитин утверждал на комиссии, что до 2010 года, когда в России сформируют независимые пассажирские и грузовые компании, отрасль сможет получить в пределах 200 миллиардов рублей инвестиций. Это поможет обновить и увеличить транспортный парк.
Находясь в Коми, Сергей Иванов объяснял, почему в повестку дня заседания новой комиссии включили обсуждение дел в деревообработке.
- Наряду с рыбной и фармакологической эта сфера наиболее криминализирована, - сказал первый вице-премьер.
Он не стал подробно расшифровывать этот тезис. Всем и без того понятно: лес в России вырубают безжалостно и сбывают за границу практически за копейки. Президент и правительство твердо намерены навести здесь законность и порядок.
Заготовить промышленный лес - полдела. Сегодня 35 процентов российской древесины в виде сырья-"кругляка" отправляется за границу. Мы теряем при этом миллионы, поскольку стоимость ствола в три раза ниже цены доски. Правительство определило порядок поэтапного роста вывозных пошлин на необработанную древесину. По сути, речь идет о введении так называемых запретительных пошлин. Они позволят уже к 2009 году сделать экономически невыгодным экспорт "кругляка", а несколькими годами позже - и вывоз за рубеж всего древесного сырья.
Для нормального функционирования нашего лесного механизма в ближайшие пять-семь лет планируется проложить не менее 8 тысяч километров лесовозных дорог.