22.05.2007 00:00
    Поделиться

    Некоторые истории из жизни HR-менеджеров и кадровых агентств

    В этом месяце кадровые специалисты отмечают свой профессиональный праздник. История его восходит к дате 24 мая 1835 года. Тогда вышел первый документ, регламентирующий поведение работодателя и работника. Назывался он "Об отношении между хозяевами фабричных заведений и рабочими людьми, поступающими на оные по найму". За более чем два века многое изменилось, сфера деятельности кадровой службы стала называться иностранным термином
    Human resources - человеческие ресурсы. Да и персонал теперь рассматривается не как "рабочий люд", а как одна из важнейших ценностей
    компании.

    Как правило, все видят только результат деятельности HR-специалистов, когда отобранный среди многочисленных претендентов сотрудник приступает к выполнению своих должностных обязанностей. А что остается "за кадром"?

    Нужен неспортивный сотрудник

    Эксперты кадрового рынка рассказали такую историю. Прошедший в прошлом году чемпионат мира по футболу несколько изменил требования к IT-специалисту в одной торговой фирме. В пожеланиях к личным характеристикам соискателя руководитель отметил "спокойное отношение" к этому виду спорта. Почему? Потому что недавно выбывший сотрудник был его рьяным фанатом, не пропускал даже дневные матчи, смотрел их непосредственно на рабочем месте, а из-за ночных матчей приходил на работу на 2 часа позже. И хотя следующий чемпионат мира состоится только через 3 года, работодатель счел нужным подстраховаться заранее.

    Блондинка-счетовод

    Руководитель фирмы, занимающейся оптовой торговлей, искал главного бухгалтера. Требования, которые он выдвигал к будущей сотруднице: она должна быть блондинкой с голубыми глазами. По его мнению, именно эти внешние качества делают бухгалтера доброжелательной и приветливой. Рекрутера кадрового агентства заинтересовала специфичность заявки. В нем проснулся спортивный интерес, который дал неожиданные результаты: 90 процентов главных бухгалтеров либо шатенки или брюнетки, либо обладательницы карих глаз. По телефону наряду с вопросами о профессиональных качествах задавались вопросы о цвете глаз и волос. В итоге была отобрана кандидатура. По выражению консультанта, она оказалась "одна из одной": хорошие профессиональные навыки, которые выявило тестирование, у нее сочетались с необходимой внешностью. Однако единственной соискательнице не понравилось месторасположение фирмы: дорога заняла бы очень много времени, и она от этой вакансии отказалась.

    Этот случай вызвал дискуссию среди специалистов. По словам тренера-практика Сергея Жмурко консалтинговой компании "Бизнес-Гармония", задавая вопрос HR-менеджерам: "Как вы принимаете решение об отборе персонала?", он часто получает ответы: "Я чувствую, что кандидат нам подходит", "Интуиция мне подсказывает, что он справится с работой". Естественно, в таких случаях компания не застрахована от ошибок.

    Остается догадываться, почему руководителю оптовой компании понадобилась главбух-блондинка. Однако консультант кадрового центра "Юнити" Ольга Рыбалова так прокомментировала ситуацию: "Для того чтобы лучше понять работодателя, рекрутер встречается с ним и узнает его пожелания относительно обязанностей и качеств будущего сотрудника. Дело в том, что практически половина руководителей не имеют четкого представления о навыках, которые необходимы кандидату. В случае с главным бухгалтером рекрутер, по мнению Ольги, не вышел за рамки формального поиска и отбора и не смог дать экспертную оценку пожеланиям руководителя.

    Мнимый больной

    Подбирая персонал под конкретную вакансию, HR-специалист изначально отталкивается от той первичной информации, которую предоставляет соискатель: резюме, портфолио, рекомендации. "Понять, что пришедший к нам человек - именно тот, которого мы ищем, помогает технология проведения собеседования. Квалификация рекрутера заключается в умении выстроить общение таким образом, чтобы соискатель сам о себе рассказывал. Правда, для того чтобы оценить претендента, иногда не требуется много времени", - говорит Екатерина Прохорова, руководитель отдела персонала компании Formika.

    В качестве примера Екатерина привела диалог с соискателем - молодым человеком, который по внешнему виду "пышет здоровьем".

    - Первое образование у вас артистическое?

    - Да, но незаконченное.

    - Почему?

    - Заболел...

    - В компании N вы проработали 1 год, потом сделали перерыв на 4 месяца, долго искали работу?

    - Нет, устал, поехал в санаторий.

    - А у нас вы действительно хотите работать?

    - Да, только я отдохну, к работе готов приступить в июле...(через три месяца. - Прим. авт.) Можно воды, голова разболелась.

    "Резюминки" заказывали?

    Каждый день на почту рекрутерам приходит много информации, где порой таятся настоящие "резюминки" искусства. Например, девушки, претендующие на должность секретаря, имеют богатый опыт в "размножении документов", "простановке на них печатей", дыроколом "владеют на уровне пользователя" и "приятны в команде". Причины увольнения соискателей порой банальны: "кризис жанра" или "ликвидация директора".

    Отличить зерна от плевел среди соискателей помогает кадровое агентство. Оно сокращает трудозатраты HR-менеджеров компании на поиск специалистов. Директор по персоналу холдинга RBI Юлия Маевская по этому поводу отмечает: "Если мы сами будем вести поиск сотрудников, то будем действовать исключительно как рекрутинговое агентство и не останется времени на другую работу с сотрудниками".

    Встречаются и соискатели с отменным чувством юмора. Например, в базе данных кадрового агентства есть информация о финансовом директоре, который "рассказывал анекдоты на переговорах", "пил кофе с налоговой полицией", "хохмил за генерального", "баловался с Интернетом", "обучал фокусам сотрудников", "захаживал на таможню", "прогуливал курсы МБА" и "одновременно разговаривал с аудиторией до 150 человек".

    О трех финансовых директорах

    Развивается народное творчество и в сторону приукрашивания своих талантов и профессиональных навыков. Однако эксперты советуют адекватно оценивать свои возможности, ведь "шила в мешке не утаишь". По словам Виктора Щукина, президента Ассоциации консультантов по подбору персонала, уже больше года функционирует "Кодекс основных участников кадрового рынка. Нарушая кодекс, следует знать, что рано или поздно час "расплаты" за ложь и неэтичное поведение придет. Восстановить репутацию очень сложно.

    Татьяна Голубниченко, консультант кадрового центра "Юнити", рассказала историю о том, как ей пришлось работать с тремя резюме, обладатели которых, по их утверждению, состояли в одно время в одной организации финансовыми директорами: "На объявление о вакансии в крупной компании отозвался претендент. Я провела телефонное интервью и поняла, что это хороший специалист. Его резюме я отправила заказчику. Работодатель взял тайм-аут - подумать. А я в это время в Сети нашла еще одно резюме с теми же самыми данными. Для проверки информации перезвонила новому претенденту. В ходе беседы выяснилось, что соискатель действительно работает в той же компании и тоже полностью соответствует требованиям заказчика".

    После переговоров с обоими претендентами оказалось, что сейчас на предприятии первый специалист занимается стратегическими вопросами, второй - тактическими. Тем временем появился еще один кандидат - с теми же самыми характеристиками. "На самом деле он оказался заместителем финансового директора, и я о нем даже упоминать не стала. А компания в итоге сделала предложение о работе специалисту-стратегу", - улыбается Татьяна.

    Поделиться