Последствия и размеры ущерба от финансового кризиса на мировых рынках пока еще трудно определить, считает первый вице-президент Ассоциации региональных банков России Александр Хандруев. По его мнению, это будут сотни миллиардов долларов, но точная цифра будет известна только после выхода квартальных отчетов компаний и банков в начале октября. Что может спровоцировать новый виток фондового кризиса.
С ним полностью согласен и старший советник по макроэкономике Центра развития фондового рынка Юрий Данилов. Он полагает, что сейчас происходит завершение фазы экономического роста в американской и мировой экономике, которое пока сопровождается "микрокризисами". Но рано или поздно наступит настоящий кризис, который приведет к глубокому падению всех ведущих фондовых рынков, и Россию он не обойдет стороной. По словам Данилова, существует некое "магическое" совпадение: "У каждого кризиса был свой август, который являлся его предвестником: и у того, который случился в октябре 1987 года, и у кризиса 1990 года". Однако точно спрогнозировать время его наступления эксперт не решился - это уже задача не экономистов, а алхимиков.
В России финансовый кризис может отразиться и на сфере реального производства, прогнозирует Юрий Данилов. Он будет связан с дефолтом по корпоративным долгам, и в первую очередь - по зарубежным кредитам крупных государственных корпораций. Пока процентная ставка на мировом рынке поднялась на 0,3 процента, это не страшно, но если в результате недостатка ликвидности она вырастет на 3 процента, долговой кризис неизбежен, считает Данилов. А так как госкорпорации это системообразующие предприятия, то он может угрожать всей экономике страны. Сначала на их поддержку пойдут государственные резервы, которых может хватить на полгода, а дальше начнутся банкротства.
Между тем нынешний кризис уже преподнес нам определенные уроки. И главный из них, что развитие ипотеки нельзя превращать в политическую задачу, считает Александр Хандруев. По его мнению, "директивно" устанавливать желаемый размер процентной ставки по ипотечным кредитам, условия и объемы кредитования граждан даже с благой целью - обеспечения их жильем - опасно для экономики государства. Есть и еще один урок - для банкиров, которые отныне будут внимательнее проверять клиентов, прежде чем выдавать им деньги на покупку квартиры.
Правда, ипотечный кризис, подобный американскому, России не грозит, уверен вице-президент ассоциации банкиров. Ведь объемы ипотечного кредитования у нас пока еще весьма незначительны, они едва достигают 600 миллиардов рублей. К тому же, по мнению экспертов, нынешней весной наметилась тенденция к снижению темпов роста ипотечного кредитования. На ставки по ипотечным кредитам американский кризис тоже не повлияет - конкуренция на рынке не даст банкам поднять проценты по кредитам.
Досье "РГ"
Октябрь является самым "кризисным" месяцем года для фондовых рынков. Первым - 21 октября 1929 года обвалился фондовый рынок в США, это был так называемый "черный вторник", вместе с рынком тогда упали и цены на недвижимость. Следующий фондовый кризис был тоже американским: в "черный понедельник" - 19 октября 1987 года упал фондовый рынок, а следом опять рухнул рынок недвижимости. А в октябре 1997 года рыночный кризис обрушился на Гонконг: рухнули фондовый рынок и рынок недвижимости.