Автомобильная общественность бьет тревогу: инспекторы ДПС наказывают нарушителей правил дорожного движения по нормам Кодекса административных правонарушений (КоАП), которые еще не вступили в силу.
Вчера в Уральское представительство "РГ" позвонил автовладелец, попросивший подсказать, в каком номере опубликованы изменения правил дорожного движения. По его словам, он был остановлен инспекторами ГИБДД за выезд на встречную полосу. Инспекторы сообщили, что за это нарушение теперь полагается штраф две с половиной тысячи рублей или лишение водительских прав на полгода.
Как признался звонивший, он предложил милиционерам "решить вопрос на месте" и отдал им без квитанции и протокола о нарушении две тысячи рублей. А потом сомнения замучили: не лишку ли дал и правда ли, что штрафы изменились? По поводу факта дачи взятки он не переживал.
Накануне вступления в силу поправок в "автомобильную" статью 12 Кодекса административных правонарушений РФ активисты общественного движения "Комитет по защите прав автомобилистов" высказали опасение, что нечестные госавтоинспекторы будут использовать правовую безграмотность водителей в корыстных целях. Между прочим, наш разговор с правозащитниками состоялся до 11 августа, когда вступили в силу поправки в ПДД и КоАП. Автомобилисты уже тогда сообщали о фактах вольного обращения инспекторов дорожно-патрульной службы с "карающим мечом". Накануне "часа Ч" и.о. заместителя начальника руководителя ДОБДД РФ Владимир Кузин обещал на пресс-конференции, что все инспекторы пройдут спецкурсы по изучению поправок, а тех, кто будет спекулировать на незнании водителями новых требований, строго накажут. Водители же призваны помочь выявлению нечистых на руку инспекторов. Но вот, поди ж ты, есть "прогульщики" курсов ознакомления с КоАП!
Справедливости ради стоит отметить: некоторые инспекторы ситуацию отражают. Заметили: остановив автомобиль, они интересуются, кроме прочего, кем и где работает водитель, к какому ведомству имеет отношение машина. Это неслучайно, утверждают наблюдатели. Сотрудники ГИБДД подстраховываются на случай возникновения неприятностей, если попадут "не на того". И все же намеренно созданные ситуации, когда милиционеры "подсказывают" нарушителю, как следует поступить, чтобы не иметь нарушений в базе данных, - не редкость.
- Например, остановят автомобиль, обвинят водителя в нарушении правил, но протокол не составляют, - делятся наблюдениями активисты комитета по защите прав автомобилистов. - Так может длиться несколько часов. Искусственно создаются условия, чтобы у водителя лопнуло терпение и он сам предложил деньги или даже статью ПДД, по которой согласен "пострадать".
Полоса с разводами
Подобную разновидность способов выбивания купюр из автомобилистов пришлось наблюдать недавно. Деревня, через которую проходит федеральная трасса, сплошная белая разметка при одной полосе движения в каждом направлении, ограничение скорости до 40 километров в час, колонна машин… Водители старательно держат скоростной режим. Вдруг резко тормозит и уходит влево "ГАЗель", впереди виден багажник заглохшего "Москвича", справа крутая обочина. Я тоже обхожу внезапно возникшее препятствие, прихватывая левыми колесами часть встречной полосы. Остальные - за мной, и вся колонна попадает в "объятия" человека с полосатой палочкой. Не знаю, как другие нарушители, с ними инспекторы как-то подозрительно быстро разобрались, а мне понадобилось 40 минут, чтобы разъяснить моим оппонентам-инспекторам, в чем разница между осознанным и вынужденным нарушением правил. "Но ведь на встречную выехали? - как заведенные повторяли милиционеры. - А это грубейшее нарушение". "Но ведь вынужден был нарушить, чтобы не допустить столкновения", - не унимался я. Когда мы устали друг от друга, лейтенант вдруг заявил: "Ну, хорошо, оставим "встречку". Говорите "внезапно появившееся препятствие"? Тогда, значит, вы не соблюдали безопасную дистанцию или ехали с превышением скорости. За это полагается штраф". Мы разъехались мирно лишь потому, что я пригрозил тут же связаться с руководством Управления ГИБДД и рассказать о том, что здесь происходит.
О случаях с признаками провокации рассказывают и другие водители. На Серовском тракте, как утверждают автомобилисты, "гаишники" ловят всех, кто осмелится обогнать тихохода даже в зоне разрешенного обгона. Обвинение стандартное: выезд на встречную при недостаточно просматриваемой дистанции. Другим участком "ловли на живца" называют дорогу на Ново-Свердловскую ТЭЦ, за оптовым рынком "Кировский". С некоторого времени там появилась автошкола, и курсанты тренируются на трассе, разделенной сплошной белой полосой.
- Возмущает то, что творят здесь некоторые инспекторы ДПС, - поделился Александр Пашков, генеральный директор Уральского регионального представительства ИТАР-ТАСС. - Там интенсивное движение, поэтому за учебной машиной автошколы выстраивается длиннющий хвост. Мало кто долго выдерживает такое, но экипаж ГИБДД всегда начеку. Почему не перенести учебный маршрут в более приспособленное место?! И еще. В таких местах должна быть предоставлена возможность для обгона, но недобросовестным сотрудникам ГИБДД это невыгодно. Они берегут разделительную линию, чтобы пользоваться ею в качестве "кормушки".
Оба виновны
Водители шутят, что на такие места попеременно ставят отстающих инспекторов (чтобы выполнили план по нарушителям) и передовиков производства протоколов (чтобы заработали на икру с хлебом). Инспекторы парируют: не пойман-не вор.
- Да, у нас есть нечестные сотрудники, - сказал в ходе беседы один из офицеров Управления ГИБДД ГУВД по Свердловской области, не пожелавший быть названным. - И мы выявляем их, проводим чистку рядов. Но, честно говоря, ощущаем усталость от постоянных обвинений в свой адрес. Вы же знаете: коррупция - это беда общая. Просто инспекторы на виду, ближе, так сказать, к народу, поэтому им - особое внимание журналистов и общества. Хотя, если уж быть объективным до конца, то, по данным независимых экспертов, больше всего взяток берут в сфере здравоохранения и образования. Но об этом говорят меньше. Инспекторы-вымогатели - тема понятнее и проще для освещения.
Есть сермяжная правда в словах офицера. Мздоимцы будут всегда, пока есть те, кто эту мзду предлагает. Как быть остальным, чтобы не попасть под общий расклад? Ничего сложного, уверяют эксперты: распечатайте изменения в ПДД и КоАП и возите с собой. Остановили вас, предъявили обвинение - доставайте распечатку и сверяйтесь. Чаще всего такой ход действует на инспектора магическим образом. Он либо отпускает водителя, либо вынужден следовать каждому пункту наставления по дорожно-патрульной службе.
Есть еще один поворот темы. Наш читатель, позвонивший в редакцию, не захотел действовать по закону: обжаловать действия инспекторов, написать жалобу их начальству, обратиться в прокуратуру или суд. Он предпочел откупиться, чем лишний раз подтвердил: поборы на дорогах поощряются самими водителями. Опасность этой ситуации в том, предупреждают эксперты, что она развращает всех участников событий. При этом каждый из них наносит ущерб национальной безопасности: в обществе растет недоверие к силовым структурам, аполитичность и тому подобный негатив, сдерживающий развитие государства и общественных институтов.
Выход в общем-то простой: не нарушай и не будешь наказан. Как рекомендуют правозащитники, виновен - отвечай, не виновен - защищайся. Так будет честнее, и у тебя побоятся вымогать взятку.
Георгий Бадьин, председатель межрегионального общественного движения "Комитет по защите прав автомобилистов":
- Если вы убеждены, что не нарушили правила, а инспекторы настаивают на своем, пусть составляют протокол. Подписывать его не надо, а внизу следует оставить такую запись: "С предъявленным мне нарушением не согласен. Нуждаюсь в помощи адвоката". Как правило, после этого вопрос бывает исчерпан и водителя отпускают без всякого наказания.
После такого "хода конем" вряд ли кому из стражей дорог придет в голову упорствовать. Можно, кстати, сразу предупредить, что протокол подписывать не будете, поскольку нарушение предъявлено не по адресу, а вот о превышении инспекторами служебных полномочий доложите их начальству.