В Москве завершился первый фестиваль военно-музыкальной культуры

На четыре вечера Красная площадь Москвы была отдана лучшим военным оркестрам из девяти стран мира.

С 13 по 16 сентября москвичи, гости столицы следили за тем, как лучшие военные оркестры со всего мира демонстрировали свое искусство. Организаторы фестиваля на милость погоды не рассчитывали, поэтому всем зрителям при входе на трибуны раздавали дождевики.

Ключевым моментом фестиваля стало выступление сводного оркестра волынщиков из Великобритании, Австралии, Канады, Южно-Африканской Республики и Новой Зеландии. Кремлевские стены слышали рок и эстрадную музыку, но никогда прежде протяжные и призывные звуки волынки не обволакивали весь центр столицы. Во всем мире волынка - уважаемый музыкальный инструмент, для россиянина же это, скорее, экзотика. На "Кремлевской Зоре" выступили 16 коллективов волынщиков, что является рекордом для военно-музыкальных фестивалей в мире. Шотландские военные волынщики (military pipe bands) считаются лучшими в мире. Из Шотландии в Москву приехали 8 военных оркестров волынщиков. В их числе - Королевские гвардейцы, Королевские шотландцы (Royal Scots), широко известный полк Черная стража (Black Watch), история которого насчитывает 300 лет.

Многие представляют себе знаменитую шотландскую черно-сине-зеленую клетку. Девушки носят шали этой расцветки, мужчины - галстуки и шарфы подобной клетки, но мало кто знает, что это традиционная клетка полка Black Watch, который охраняет королевские покои в Эдинбургском замке. История австралийских военных оркестров известна россиянам еще меньше. Однако пока оркестранты, ожидая начала выступления, прогуливались по Манежной площади, все желающие могли не только сфотографироваться с ними, но и узнать для себя историю возникновения их музыкальных коллективов. Так, корреспонденту "РГ" удалось пообщаться с одним из самых почетных волынщиков на "Кремлевской Зоре" - Кэвином Конлоном из Австралии, которому уже 70 лет, и 55 из них Кэвин играет на волынке. "Наш оркестр был образован в Мельбурне в 1960 году в память австралийцев, которые погибли во время осады города Тобрук в Северной Африке, - рассказывает Кэвин Конлон. - Когда Вторая мировая война закончилась, солдаты, вернувшиеся домой в Австралию, решили сформировать оркестр волынщиков в память о тех, кто так и не смог добраться до дома. Особенно господину Конлону запомнилась первая репетиция на Красной площади. Волынщики разных стран, в том числе и австралийские, за несколько месяцев до начала фестиваля получили диски с записями и ноты мелодии "По Дону гуляет", которую все оркестры совместно должны были исполнить в финальной части фестивального концерта. "Меня по-настоящему удивило, когда на первой репетиции все 350 волынщиков заиграли одну и ту же мелодию, а русские зрители стали подпевать. Это было незабываемо", - поделился с "РГ" австралийский музыкант.

Впервые за всю историю российско-германских отношений на Красной площади выступил Объединенный музыкальный оркестр Бундесвера из Германии. Артист музыкального корпуса Бундесвера Ауссем Герхардт рассказал "РГ", что никогда еще его коллегам из оркестра не приходилось выступать на такой большой открытой площадке, как Красная площадь, и что немецкие музыканты приглашение приехать на московский военный фестиваль и показать свое искусство сочли за честь.

Кому никакая непогода не страшна, так это военным роты почетного караула Датской королевской гвардии и российской роте специального караула Президентского полка. Солдаты этих рот привыкли нести караул и в дождь, и в снег. Показать работу с оружием они готовы при любых обстоятельствах. Кстати, если датчане присоединяли штыки к ружьям только в финальной части выступления, то бойцы роты караула Президентского полка жонглировали ружьями со штыками и тем самым добавляли зрителям острых ощущений.

В заключительные дни фестиваля "Кремлевская Зоря" вышла за пределы Красной площади и прошла маршем по Тверской улице от Триумфальной площади до здания мэрии. Кроме того, участники фестиваля дали бесплатные концерты в саду Эрмитаж, в парке Горького, в Сокольниках, Царицыно и у грота в Александровском саду.