Новости

19.09.2007 03:00
Рубрика: В мире

Как и кого выбирает Запад

Всякий раз, когда, случалось, в Соединенном Королевстве оживали антимонархические настроения и мятежные умы заявляли, что монархия себя изжила, а короли слишком дорого обходятся казне, "смутьянам" напоминали: еще разорительней для налогоплательщика оказалось бы установление в Британии республики.

Парламентские выборы, которые проходят в стране выглядят весьма скромными - и по суммам затрачиваемых на них средств и по степени шумности избирательной кампании. Для миллионов британцев они проходят и вовсе незаметно. Без малого половина населения попросту игнорирует выборы.

Культура и традиции британских избирательных кампаний между тем таковы, что ведущие борьбу за место в парламенте политические партии концентрируют свои агитационные усилия лишь на так называемом "избирательном ядре", то есть на избирательно-активной части населения. За пассивных и неучаствующих никто не борется. Однако в силу явной деградации политической воли масс появилась идея сделать участие в выборах обязательным для всех граждан.

Британский институт исследования общественной политики внес в минувшем году предложение наказывать штрафом тех, кто игнорирует выборы. Это предложение было поддержано рядом британских министров прежнего, блэровского правительства. При этом подразумевалось, что избиратель будет обладать правом отвергнуть сразу всех кандидатов.

По части изменения законов о выборах возникают и другие революционные идеи. В настоящее время ни одна избирательная кампания не финансируется из госказны. Все средства идут от так называемых партийных "доноров". Однако дискуссии на эту тему в высоких эшелонах власти происходят регулярно. Особенно явственно прозвучали они после того, как громким скандалом обернулась та самая "донорская" поддержка, за которую лейбористы якобы расплатились со своими спонсорами пэрскими титулами.

В принципе же средства для избирательной кампании партии Британии получают за счет банковского кредита с процентной ставкой по коммерческому курсу, а также за счет спонсорских пожертвований. Согласно правилам, введенным лейбористами, сумма пожертвований свыше пяти тысяч фунтов стерлингов должна быть публично оглашена в партийном финансовом отчете. Пожертвования британским партиям от зарубежных спонсоров законом запрещены. Нередко партийные бюджеты оказываются в минусе, если партия не сумела расплатиться со своими кредиторами.

В ходе избирательной кампании лидеры партий, как правило, выезжают с агитбригадой на "места". При этом лидер партии будет непременно вести агитацию в том избирательном округе, откуда он баллотировался в парламент. Поездки по стране британские "партаппаратчики" часто предпринимают на агитавтобусах.

Встречают же британские избиратели своих депутатов далеко не всегда хлебом и солью. Случается, запускают и яйцами. Именно так приветствовал один из избирателей в ходе кампании 2001 года тогдашнего вице-премьера Джона Прескотта. Бывший бравый моряк Джон Прескотт не стерпел обиды. Завязавшаяся драка между вице-премьером и его избирателем широко транслировалась ведущими новостными телеканалами.

Британская пресса в ходе предвыборных дебатов в "драку", как правило, не лезет. Закон предписывает британским СМИ быть "беспристрастными", предоставляя трибуну всем точкам зрения. Государственного контроля за прессой и телевидением в Британии нет. Нет собственных изданий и у политических партий. Тем не менее издание вправе открыто отдавать предпочтение той или иной партии, ссылаясь на то, что ее читатели в своем большинстве являются сторонниками именно данной политической платформы.

Известно, что на протяжении всех послевоенных десятилетий британская пресса была по большей части "консервативной", отражая тем самым настроения подавляющей части населения. С появлением же "новых лейбористов" британские СМИ проявили крен в сторону ставшего модным блэровского лейборизма.

Между тем

Накануне выборов 1997 года самая большая по тиражу британская таблоидная "Сан" разместила на своей первой полосе гигантский аншлаг: "Историческое заявление от британской газеты номер один: "Сан поддерживает Блэра. Дадим переменам шанс".

Гламур для премьера

Для спокойной и не избалованной политическими событиями Финляндии любые выборы становятся из ряда вон выходящим событием. А предвыборная кампания - горячим периодом не только для политиков, но и для жаждущих сенсаций журналистов.

Она начинается за месяц до голосования. В течение тридцати дней партии ведут активную агитацию на телевидении, радио и страницах газет. Для того чтобы завоевать голоса избирателей, руководство партий идет на самые разные ухищрения. Для журналистов создаются интересные информационные поводы, для интеллигенции проводятся семинары, а для обычных людей на центральных площадях открываются палатки, где вместе с чашкой горячего кофе прохожим раздают рекламные листовки.

Как и в любой стране мира, лидеры партий стремятся попасть на телевидение. В предвыборную пору оно охотно общается с политиками. Всем крупным партиям выделяется примерно одинаковое время в новостных сводках и аналитических программах. "Никто, конечно, с секундомером не стоит. Руководство телекомпаний стараются с одинаковым вниманием относиться ко всем партиям", - рассказал "РГ" редактор финской газеты "Аамулехти" Матти Посио. Хотя лидеры крупных партий все же чаще мелькают на телеэкранах, чем руководители небольших политических объединений.

Что касается газет, то там также применяется принцип сбалансированного отношения ко всем партиям."Нас интересуют информационные поводы. Крупнейшие финские газеты ни одну партию не обделяют вниманием и никакой партии не отдают предпочтения", - отметил Посио.

Некоторые финские партии имеют собственные газеты. Однако их тираж настолько мал, что о них практически ничего не известно. Бюджет партий весьма ограничен. Государство выделяет средства на их деятельность. Но считает, что в гражданском обществе партии должны собирать средства сами. Лучше всего финансируются те партии, которые имеют больше мест в парламенте.

Согласно законодательству Финляндии, партии должны отчитываться перед министерством юстиции и общественностью за денежные поступления в свой бюджет, которые превышают 1700 евро во время парламентских выборов и вдвое большую сумму на президентских выборах и выборах в Европарламент. При этом огласке предаются не только конкретные суммы поступивших денег, но и фамилии спонсоров.

Во время предвыборной кампании о финских политиках можно узнать много нового. Как правило, в СМИ попадает информация о личной жизни, финансовом состоянии того или иного политического деятеля. Компромат на кандидатов в депутаты попадает в СМИ крайне редко.

"Иногда партии сами сливают о себе или о конкурентах сомнительного рода информацию. Так, например, в марте в центре внимания оказались центристы. Есть предположение, что с их подачи перед парламентскими выборами в свет вышла скандальная книга бывшей любовницы премьера Матти Ванханена. Она рассказала о том, как ведет себя дома главный политик страны", - отметил Посио. По его словам, центристы таким образом старались придать скучному имиджу премьера некоторые элементы скандальности и гламура, показать его жизнелюбие и близость к народу. Судя по всему, им это удалось. Ванханен сохранил за собой пост главы кабинета министров.

Дебаты на "сладкое"

Текст: Павел Голуб
Испания - монархия, но монархия конституционная. Выборы в парламент здесь проходят с 1977 года регулярно каждые четыре года. Ближайшие, как ожидается, пройдут в тот же день, когда россияне будут избирать своего президента - в воскресенье 9 марта 2008 года.

Эта дата испанских выборов еще должна быть подтверждена. Согласно закону о выборах старт официальной предвыборной кампании дается на тридцать восьмой день после публикации королевского декрета; сама же кампания длится лишь пятнадцать дней и заканчивается в полночь за сутки до дня голосования.

В течение 38 дней после публикации декрета идет интенсивная подготовительная работа. Местные органы власти составляют списки мест и графики проведения митингов и манифестаций участвующими в выборах партиями, определяют места размещения наружной рекламы. Всеми этими благами партии пользуются безвозмездно. Министерство связи устанавливает единые тарифы для рассылки пропагандистских материалов по почте.

Формируется специальная государственная комиссия по радио- и телевещанию, которая распределяет бесплатное время для выступлений кандидатов на телевидении. Здесь все зависит от того, сколько голосов партия набрала на предыдущих выборах. Те, например, кто ранее смог набрать более 20 процентов голосов да еще и выставляет кандидатов не менее чем в трех четвертях избирательных округов, получает бесплатно 45 минут телеэфира. Но даже те, кто в прошлых выборах вообще не участвовал, тоже получают доступ к телеэкрану на 10 минут.

На закупку рекламного места в газетах партиям разрешается тратить не более 20 процентов предвыборного бюджета, а изданиям запрещено изменять расценки на рекламу в предвыборный период. Государственным и муниципальным газетам не разрешается продавать рекламные площади под предвыборную агитацию.

Финансы партий, участвующих в выборах, находятся под жестким контролем. На 21-й день после объявления даты выборов партии уже могут получать на ведение предвыборной кампании, как правило, в виде аванса 30 процентов от суммы, которую им выделило государство по итогам предыдущих выборов. А окончательный расчет с казной будет производиться позже, на 125-й день после выборов, когда партии представят финансовый отчет. Тогда каждой из партий из казны будет выдана сумма, соответствующая количеству поданных за нее голосов и числу мест, которые она получила в парламенте.

Частным лицам разрешено делать взносы в кассу той или иной партии, но не более чем по миллиону песет - чуть более шести тысяч евро. Никакие организации, в учредителях которых числятся государство или публичные организации, а также муниципалитеты, финансировать партии не могут. Не могут это делать и иностранные граждане, хотя здесь существует исключение - при выборах депутатов Европарламента.

Порядок ведения предвыборной борьбы строго регламентирован. До ее начала никому не разрешено заниматься агитацией в любой форме. За пять дней до выборов вступает в силу запрет на публикацию всех видов опросов. За сутки до голосования всякая агитация прекращается. За выполнением этих правил строго следят. Наказания не заставляют себя ждать и весьма суровы. А если в финансовом отчете будут найдены поддельные документы, то финансовым руководителям партий не избежать тюрьмы и колоссальных штрафов.

Дебаты между лидерами главных политических группировок - самое сладкое блюдо. Телетрансляции дебатов собирают рекордные аудитории. Об отказе от дуэли в прямом эфире под каким-либо предлогом здесь даже и подумать нельзя: политик, не поднявший перчатку, брошенную ему соперником в ходе предвыборной кампании, обречен на потерю голосов.

Но сенсационных разоблачений, которых обычно с придыханием ждет зал, или выбросов компромата накануне выборов почти не бывает. Для сведения счетов с противником здесь никто не будет ждать избирательной кампании. Если у политического соперника появился на руках "жареный факт" о вашей прошлой или настоящей деятельности, будьте уверены: об этом немедленно узнает вся страна. В политическом руководстве ведущих политических партий выработался негласный этикет. Никто из испанских избирателей со стажем так и не смог вспомнить, чтобы кандидаты в ходе дебатов хватали друг друга за грудки или поливали соперника фруктовым соком.

Партии теряют веру

Практика ведения предвыборной борьбы в Германии имеет много общего с тем, как сражаются за умы избирателей политики и партии в других странах. Но есть и особенности, в том числе такие, от которых немцы стараются избавиться.

В отличие от других европейских государств в Германии кандидатами в канцлеры от оппозиции выдвигаются, как правило, представители региональных политических структур, а не "столичные штучки". Объяснение этому дается такое. Руководители федеральных земель, которые рассматриваются как государства в государстве, набираются на своих должностях большого управленческого опыта. И при благоприятном стечении обстоятельств приобретают немалую популярность. Немцы даже придумали для кандидатов-региональщиков специальное прозвище: канцлероподобные.

У оппозиции, конечно, в ходе борьбы хлопот побольше, чем у правящей партии, которая в качестве кандидата всегда выдвигает действующего канцлера, "срок годности" которого для руководства страной ничем, кроме воли избирателей, не ограничен. Оппозиции надо не только составить и опубликовать собственную программу развития страны, но и сформировать теневой кабинет и т.д. Важнейшее дело для нее - составление расписания зарубежных рекламных поездок своего кандидата - как правило, в такие государства, как США, Франция, Великобритания, Израиль, Россия и в страну, председательствующую в ЕС. Что касается визита в США, то немцы с большим вниманием следят за так называемыми "президентскими минутами" - тем временным отрезком, который глава Белого дома посвятит немецкому собеседнику. По времени, которое президент США уделяет кандидату в канцлеры, жители страны вычисляют, насколько самый главный союзник Германии заинтересован в смене ее правительства.

И все-таки народ выбирает не канцлера, а решает судьбу той или иной партии. Канцлера избирает новый состав депутатов бундестага тайным голосованием. Но именно вопросы будущего немецких партий тревожат сегодня в Германии социологов и политиков. Как будут проходить выборы в Германии, если в стране все чаще говорят об угрозе "кризиса партийного государства"?

В качестве признаков такового называют "старение партий", сокращение числа их членов и недостаток финансовых средств. Дело дошло до того, что в середине августа "большая коалиция" предложила выделять на поддержку партий из госбюджета по 20 миллионов евро. Но вал критики вынудил правительство срочно отозвать свою инициативу.

Кстати

Называются и другие причины кризисных явлений в партийной системе Германии. Исчезают классические социальные слои населения, из которых партии рекрутировали новобранцев. Профсоюзы и церковь, также в значительной степени пострадавшие от утраты единомышленников, перестали быть "платформой набора молодых кадров".

Русские идут

Согласно израильским законам все 120 депутатов парламента избираются по партийным спискам. Государство не вмешивается во внутрипартийную жизнь, но контролирует законность финансовой отчетности.

А также обращает внимание на соответствие закону устава и деятельности партии. Именно эти несоответствия могут привести к запрету на участие той или иной партии в парламентских выборах.

По израильскому законодательству, партия финансируется из нескольких источников: бюджетные ассигнования, частные пожертвования и членские взносы. Каждая партия, участвующая в выборах, обладает правом на бюджетное финансирование, размер которого зависит от ее представительства в парламенте предыдущего состава. Реально государство выделяет партиям около 10 процентов суммы, необходимой для избирательной кампании. Остальные средства собираются в виде пожертвований.

Итоговый расчет за предоставленные государством средства производится в соответствии с полученными партией мандатами уже после выборов. Нередко партии обязаны вернуть в казну "излишек" полученных денег. Бюджетные ассигнования составляют более четверти миллиона долларов на каждого депутата.

Особенность парламентских выборов в Израиле - так называемая секторальность общества, а, следовательно, и электората. Кандидаты в депутаты вынуждены вести агитацию не среди израильтян вообще, а среди светских и религиозных уроженцев страны и среди многочисленных "олим" ("новоприбывших"), именуемых здесь "русскими", "французами", "американцами" и так далее. Если учесть, что "русских" в Израиле более миллиона, то без обращения именно к этому сектору не обходится ни одна избирательная кампания.

"Русские" голоса на следующих парламентских выборах, которые, скорее всего, будут внеочередными, могут сыграть решающую роль. Поэтому руководство общеизраильских партий рассматривает вопрос о создании "русских" партий-спутников, задача которых получить поддержку русскоязычных избирателей.

В мире Европа Великобритания В мире Европа Германия В мире Европа Финляндия В мире Европа Испания В мире Ближний Восток Израиль
Добавьте RG.RU 
в избранные источники