Парламентские выборы, которые проходят в стране выглядят весьма скромными - и по суммам затрачиваемых на них средств и по степени шумности избирательной кампании. Для миллионов британцев они проходят и вовсе незаметно. Без малого половина населения попросту игнорирует выборы.
Культура и традиции британских избирательных кампаний между тем таковы, что ведущие борьбу за место в парламенте политические партии концентрируют свои агитационные усилия лишь на так называемом "избирательном ядре", то есть на избирательно-активной части населения. За пассивных и неучаствующих никто не борется. Однако в силу явной деградации политической воли масс появилась идея сделать участие в выборах обязательным для всех граждан.
Британский институт исследования общественной политики внес в минувшем году предложение наказывать штрафом тех, кто игнорирует выборы. Это предложение было поддержано рядом британских министров прежнего, блэровского правительства. При этом подразумевалось, что избиратель будет обладать правом отвергнуть сразу всех кандидатов.
По части изменения законов о выборах возникают и другие революционные идеи. В настоящее время ни одна избирательная кампания не финансируется из госказны. Все средства идут от так называемых партийных "доноров". Однако дискуссии на эту тему в высоких эшелонах власти происходят регулярно. Особенно явственно прозвучали они после того, как громким скандалом обернулась та самая "донорская" поддержка, за которую лейбористы якобы расплатились со своими спонсорами пэрскими титулами.
В принципе же средства для избирательной кампании партии Британии получают за счет банковского кредита с процентной ставкой по коммерческому курсу, а также за счет спонсорских пожертвований. Согласно правилам, введенным лейбористами, сумма пожертвований свыше пяти тысяч фунтов стерлингов должна быть публично оглашена в партийном финансовом отчете. Пожертвования британским партиям от зарубежных спонсоров законом запрещены. Нередко партийные бюджеты оказываются в минусе, если партия не сумела расплатиться со своими кредиторами.
В ходе избирательной кампании лидеры партий, как правило, выезжают с агитбригадой на "места". При этом лидер партии будет непременно вести агитацию в том избирательном округе, откуда он баллотировался в парламент. Поездки по стране британские "партаппаратчики" часто предпринимают на агитавтобусах.
Встречают же британские избиратели своих депутатов далеко не всегда хлебом и солью. Случается, запускают и яйцами. Именно так приветствовал один из избирателей в ходе кампании 2001 года тогдашнего вице-премьера Джона Прескотта. Бывший бравый моряк Джон Прескотт не стерпел обиды. Завязавшаяся драка между вице-премьером и его избирателем широко транслировалась ведущими новостными телеканалами.
Британская пресса в ходе предвыборных дебатов в "драку", как правило, не лезет. Закон предписывает британским СМИ быть "беспристрастными", предоставляя трибуну всем точкам зрения. Государственного контроля за прессой и телевидением в Британии нет. Нет собственных изданий и у политических партий. Тем не менее издание вправе открыто отдавать предпочтение той или иной партии, ссылаясь на то, что ее читатели в своем большинстве являются сторонниками именно данной политической платформы.
Известно, что на протяжении всех послевоенных десятилетий британская пресса была по большей части "консервативной", отражая тем самым настроения подавляющей части населения. С появлением же "новых лейбористов" британские СМИ проявили крен в сторону ставшего модным блэровского лейборизма.
Между тем
Накануне выборов 1997 года самая большая по тиражу британская таблоидная "Сан" разместила на своей первой полосе гигантский аншлаг: "Историческое заявление от британской газеты номер один: "Сан поддерживает Блэра. Дадим переменам шанс".