Убытки от пробок в США "потянули" на 78 миллиардов долларов
Израиль: "вело" вместо "авто"
В Израиле по обочинам основных дорожных магистралей установлены электронные табло, указывающие, какие пути в данный момент перегружены.
Кроме того, те же сведения ежечасно передают по радио, в том числе по русскоязычным каналам. Набрав же определенный номер телефона, можно получить совет, по каким дорогам быстрее добраться до того или иного места.
Министр транспорта Израиля Шауль Мофаз считает, что нет лучшего средства от "дорожной гипертонии", чем строительство транспортных "развязок". Только за последние годы в стране были введены в строй сотни новых "развязок" разных типов, в основном без светофоров.
Обычно пробки возникают в одни и те же часы утром и вечером на въезде и выезде из городов в связи с началом и завершением рабочего дня. Муниципалитеты обратились к руководителям предприятий, компаний и учреждений с просьбой "разнообразить" режим работы своих сотрудников. Таким образом удалось снизить потоки машин в самые "пробочные" часы суток. Уменьшились заторы и благодаря строительству перехватывающих автостоянок при въезде в городские кварталы и у железнодорожных станций, откуда люди добираются на работу общественным транспортом.
Однажды мне пришлось стать свидетелем дорожной аварии, которая вызвала "пробку". Я тогда подумал, что стоящие на шоссе машины не дадут возможности проехать карете "Скорой помощи". Однако я ошибся, буквально через несколько минут сквозь поток застывших машин просочились два мотоциклиста с санитарами и носилками. Оказалось, что в Израиле действует мотоциклетная служба "Скорой помощи".
В беседе с журналистами министр транспорта Израиля Шауль Мофаз подчеркнул, что в ближайшие три-четыре года страну ожидает "великая транспортная революция". По словам министра, прежде всего изменятся взаимоотношения между различными видами транспорта.
Кстати
Министерство транспорта совместно с мэриями уже выделило средства на строительство и эксплуатацию велосипедных дорожек в таких городах, как Иерусалим, Тель-Авив, Хайфа и Ришон Ле-Цион. Предусматривается, что в начале и конце этих дорожек велосипеды будут бесплатно на прокат предоставляться водителям автомобилей и пассажирам общественного транспорта.
США: "технички" на дорогах
Инженер-исследователь из Техасского транспортного института при Университете "Эй энд Эм" Тимоти Ломакс - главный американский специалист по автомобильным "пробкам". Он составляет ежегодные доклады по борьбе с заторами на американских автодорогах. О содержании очередного такого доклада он рассказал для "РГ".
По словам Ломакса, Институт рассматривает ситуацию в 85 основных городах страны с пригородами.
В стране в "пробках" ежегодно теряется примерно 4,2 млрд. часов. Для среднестатистического водителя, ездящего в часы "пик", это означает 38 лишних часов за рулем. При этом дополнительно сжигается около 100 литров бензина. В целом материальные потери от заторов на дорогах составляют около 710 долларов на человека в год.
За время стояния в пробках попусту теряется около 11 миллиардов литров горючего. С учетом потерь времени убытки оцениваются в 78 миллиардов долларов в год. Но реальная сумма скорее всего еще больше. Хуже всего дела обстоят в Лос-Анджелесе. Там водители проводят в "пробках" в среднем по 72 часа в год. Но положение ухудшается повсюду.
Институт предлагает способы решения этой проблемы на протяжении 15 лет. Но панацеи не существует. За счет одного какого-то проекта, одной технологии проблему, как правило, не решить. Во всяком случае в больших и растущих городах - как тот же Лос-Анджелес, Сан-Франциско, Майами - нужен целый набор разных решений.
Среди вариантов решения проблемы - увеличение пропускной способности автодорог. Можно также с предельной эффективностью использовать имеющуюся инфраструктуру за счет современных технологий. Сюда же относится весь круг вопросов об оптимальных ценах на проезд на общественном транспорте, использовании платных дорог и т.п. В принципе транспорт должен быть таким же "отзывчивым" на запросы потребителей, как и сфера услуг.
Весьма полезен опыт разъездных бригад технической помощи для реагирования на ДТП. Это и "технички", и "эвакуаторы". Если наладить такое "быстрое реагирование", оно реально помогает снизить загруженность дорог.
Национальный научный фонд США поддерживает проекты, позволяющие не только отслеживать обстановку на дорогах в режиме реального времени , но и заранее "прогнозировать" транспортную ситуацию.
Такие системы предупреждают водителей, как правильнее спланировать поездку. Все это - часть национальной программы "рациональной транспортной системы" Америки.
Германия: размываем час "пик"
Не раз слышал от автолюбителей, никогда не бывавших в Берлине, будто это настоящий дорожный ад. А ведь это напраслина.
"Пробки на дорогах? Для нас такой проблемы практически не существует, - заявил "РГ" по телефону руководитель Службы организации движения транспорта Берлина Йорг Ланге. - С утра, может, кто-то и помучается в скопище машин, но, уверяю вас, не более десяти минут".
Захотелось выяснить причины столь благодушного настроя главного регулировщика немецкой столицы.
Российская газета: Скажите, господин Ланге, так было всегда?
Йорг Ланге: Проблемы были - и огромные - после объединения Германии, в начале и середине 90-х годов. Город-то в течение десятилетий был разорван. Мы сшивали его стежок за стежком. Точек для переезда из восточной части Берлина в западную и обратно практически не было. Там, где прежде стояла Берлинская стена, образовался некий транспортный вакуум. Тогда первоочередной задачей, было, безусловно, строительство дорог по всему периметру бывшей стены. Мы с этим справились.
Сегодня пробки на столичных дорогах могут возникать лишь в двух случаях. Во-первых, вблизи стройплощадок, во-вторых во время массовых мероприятий.
Бывают, конечно, сложные случаи. К примеру, на одной из улиц возводится здание. Естественно, это затрудняет движение, и мы направляем транспортный поток в объезд, на параллельную улицу. Но на этой, соседней улице в это же время вдруг тоже начинается стройка. Таких ситуаций наше ведомство старается недопустить. День-два, конечно, можно перетерпеть, когда на другой улице, скажем, потребовалось срочно устранить какие-либо неполадки в подземных коммуникациях. Но вообще строительство зданий, сами знаете, затягивается на месяцы, а то и годы.
Любая строительная фирма перед началом работ должна получить от нас соответствующее разрешение. Если же пересекаются по времени и месту интересы двух фирм, то разрешение получает та, которая подала заявку первой.
РГ: Скажите, вы верите, что в Германии автолюбители хотя бы частично, хотя бы на время смогут пересесть на велосипеды, на общественный транспорт?
Ланге: Это как раз одна из важнейших наших целей и направлений работы. Но вопрос решается, конечно, с огромным трудом. Если за десять лет удается пересадить на общественный транспорт хотя бы пять процентов автомобилистов, то это уже будет большой успех. Одной голой агитацией здесь, разумеется, не обойдешься. Помогают порой совершенно неожиданные вещи: привычки, традиции. К примеру, берлинцы такой народ, который издавна питает, я бы сказал, трогательные чувства к общественному транспорту. Я вам открою небольшой секрет: на отсутствие пробок в Берлине влияет и то обстоятельство, что машин здесь, по сравнению с другими городами, мало. То есть на тысячу жителей приходится всего около 350 автомобилей. А в других городах - 600. Конечно, одно из объяснений кроется в развитости сети городского общественного транспорта.
РГ: Но понятие час "пик" у вас все еще существует?
Ланге: Оно никуда не исчезло, но постепенно размывается. Раньше часы работы всех учреждений и фирм были одинаковыми. Но постепенно в Германии пришли к пониманию того, что очень выгодно - в смысле сокращения времени, бессмысленно потраченного работниками в пробках, начинать рабочий день очень-очень рано и заканчивать его уже, допустим, в 14 часов. Магазины прежде по закону закрывались, все как один, в 18.30. Все население срывалось с рабочих мест за продуктами и вообще за покупками- только бы успеть. А сейчас человек, не торопясь, может объехать несколько магазинов. А в следующие несколько дней не ездить по ним вообще. В результате час "пик" смещается и именно размывается.
РГ: Есть ли у вас светофоры, которые не столько помогают решать транспортные проблемы, сколько мешают?
Ланге: Дело не в самих светофорах, а в отлаженности, просчитанности их работы. У нас, например, все светофоры имеют несколько программ работы, которые автоматически переключаются в зависимости от времени суток. Есть утренний режим, дневной, вечерний, а многие светофоры имеют и ночной. Помимо этого светофор устроен так, что может сам, в автоматическом режиме определить, что на подконтрольной ему улице вдруг по каким-либо причинам возрос поток автомобилей.
Корея: скидки пешеходом
В Южной Корее - одном из мировых лидеров по количеству автомобилей на душу населения проблема пробок стоит крайне остро. Практически каждый раз, когда начинается строительство в городской черте более или менее крупного объекта, подрядчикам задают вопрос: "А куда автопоток перенаправите?"
В целом всю стратегию местных властей по борьбе с чрезмерной загруженностью дорог можно разделить на три взаимосвязанных блока. Во-первых, это меры, которые призваны стимулировать отказ от пользования личными автомобилями в пользу общественного транспорта. Во-вторых, создание эффективной инфраструктуры дорог для быстрого передвижения тех, кто все же пренебрег советами и сел за руль личного авто. В-третьих, разработка системы доступной каждому автомобилисту информации о ситуации на дорогах, которая позволяет объехать "пробки".
Уровень жизни в Южной Корее достаточно высок, и практически каждая семья имеет автомобиль, а часто несколько. Но при этом власти делают все для того, чтобы предоставить людям более выгодную альтернативу в виде общественного транспорта. Так, в Сеуле, где, включая пригороды, живет около трети населения страны, практически до любой точки можно добраться на метро. Станций настолько много, что всегда в центре в радиусе сотни-другой метров от любого места будет вход в подземку. Кроме того, метро соединено с пригородными электричками, так что добраться до центра легко и из отдаленных пригородов.
Автобусных маршрутов также хватает, включая так называемые деревенские автобусы, которые ходят по самым глухим закоулкам. Что важно: ходят они регулярно и часто. Кроме того, для автобусов отведены отдельные полосы - это позволяет им с ветерком "пролетать" даже в самые напряженные часы "пик", когда автомобили передвигаются, как говорят корейцы, "шагом черепахи".
Перед глазами водителей на информационных табло немым укором висят призывы в стиле: "Экономия энергоносителей - вклад в развитие экономики страны. Пользуйтесь общественным транспортом!". К тем, кто едет на автобусе или в метро, обращены ободряющие плакаты: "Спасибо! Вы прекрасны тем, что пользуетесь общественным транспортом!" А если житель Южной Кореи заявит, что добровольно раз в неделю будет отказываться от автомобиля, то на его "железного коня" прилепят наклейку, которая позволит ему получать скидку при пользовании парковками и проезде через некоторые платные тоннели.
Но парк машин в стране неизбежно растет. В стране постоянно сооружают все новые многоэтажные развязки, разгрузочные экспресс-шоссе, идущие над общим потоком и позволяющие быстро добраться из одного конца города в другой. По свидетельству многих иностранцев, автодороги в Южной Кореи отличного качества, ну а ремонтировать их стараются в основном ночью, чтобы не создавать тех же пробок.
Когда полностью избежать пробок в час "пик" не удается, для дорожных служб главная задача недопустить разрастания затора. Для этого предусмотрена сеть информационных табло. Они бывают двух типов. На первом обычно указывается ситуация на той трассе, по которой вы двигаетесь, и на прилегающих к ней дорогах с обозначением времени, которое, по подсчету компьютера, потребуется автомобилю для того, чтобы добраться до основных объектов по ходу движения. При этом указываются рекомендуемые маршруты для объезда пробок. На информационном табло второго вида просто схематично показаны дороги с развилками и степень их загруженности.
Между тем
Особой популярностью стали пользоваться навигационные устройства, на которых через спутник отражается информация о ситуации на дорогах, и предлагаются оптимальные варианты движения к цели. А местное "Авторадио" вещает круглые сутки на двух языках: на корейском и, для удобства иностранцев, на английском.
Финляндия: автобусы круглосуточно
Максимальная разрешенная скорость вне населенных пунктов в Финляндии составляет 80, а в городах - 50 километров в час.
Зачастую, как признаются финские водители, пробки на дорогах образуются именно из-за маленьких скоростей. Чтобы бороться с этой напастью, финское дорожное управление совместно с оператором мобильной связи "Радиолинья" создали новую службу слежения за интенсивностью движения. Новая система основана на подсчете не самих автомобилей, а сотовых телефонов, имеющихся у водителей и пассажиров. Для развертывания системы через каждые 4,5 километра дороги установлены датчики, отслеживающие движение телефонов.
На основе информации от этих датчиков система определяет среднюю скорость движения транспортных средств и общую загруженность дороги. Так можно рассчитать ориентировочное время движения по маршруту и предсказать образование пробок.
Система, впрочем, не лишена существенных недостатков, поскольку ее работа основана на подсчете телефонов, перемещающихся от одного датчика к другому. И измерить реальное количество транспортных средств ей не под силу. Например, автобус, в котором находятся несколько десятков пассажиров, у каждого из которых есть телефон, система не отличит от нескольких десятков отдельных машин.
Поэтому финские полицейские используют эту технологию лишь в сочетании с традиционными системами измерения интенсивности транспортных потоков. - Такими, как видеокамеры или специальные датчики, с помощью которых ведется подсчет количества автомобилей, проезжающих через данный участок дороги в единицу времени.
Как сообщили "РГ" в финской полиции, собранные данные о ситуации на дорогах мгновенно поступают на теле- и радиостанции, которые и сообщают водителям об оптимальных путях объезда пробок.
В целом дорожные заторы - довольно редкое явление в современной Финляндии. Власти заботливо следят за городским общественным транспортом. Автобусы и трамваи в Суоми никогда не опаздывают и ходят практически круглосуточно. В любом киоске можно приобрести проездной документ на автобус на месяц или же купить один билетик прямо у водителя.
Власти Финляндии говорят, что система общественного транспорта страны работает как часы. Ей даже реклама не нужна, так как люди и так ею весьма активно пользуются.
Испания: король не мешает
Дорожные пробки - примерно такая же проблема для Мадрида, как и для других столиц Европы. В городе живут 3,5 миллиона человек, и по столичным улицам постоянно движется около миллиона автомашин.
Если учесть, что в Мадриде общая протяженность проезжей части составляет 3500 километров, то получается, что на один автомобиль приходится лишь 3,5 метра улиц и переулков. Так что оказаться в центре затора здесь можно в любое время суток. Как рассказал "РГ" начальник главного управления дорожного движения Мадрида Хавьер Конде, в часы "пик" нередко возникают заторы, особенно в центральной части города. Поэтому городское собрание утвердило специальную программу борьбы с пробками.
Главное внимание в ней, по словам Хавьера Конде, уделяется развитию сети городского общественного транспорта: строятся новые станции метрополитена, увеличивается протяженность маршрутов наземного общественного транспорта.
Для автобусов и такси на городских улицах выделены специальные полосы движения, отгороженные от других полос защитными парапетами.
Городские власти хотят по возможности избежать введения, по лондонскому сценарию, платного въезда в центральную часть Мадрида. Вместо этого в исторической части испанской столицы расширяются пешеходные зоны - их сейчас в городе четыре, еще три будут открыты в ближайшие месяцы.
Почти повсюду в центре Мадрида организовано одностороннее транспортное движение. Грузовикам доступ в центр города запрещен. Утверждены планы строительства на ближайших подступах к городу до 2010 года 16 перехватывающих стоянок, рассчитанных на 50 тысяч машиномест.
В пределах малого мадридского кольца парковка на обочинах улиц в рабочее время - только платная, повсюду на тротуарах установлены автоматические паркометры, которые выдают талоны на стоянку, обычно не более чем на два часа.
За последние годы в Мадриде построена обширная сеть как муниципальных, так и частных подземных парковок. Под всеми основными площадями столицы - несколько этажей подземных стоянок. Час хранения автомашины здесь обычно обходится в евро.
На ряде улиц, по заключению технических специалистов-дорожников, разрешено наносить на проезжую часть разметку с более узкими, чем обычно, полосами движения.
Все 2011 светофоров, установленных на улицах испанской столицы, регулируются с единого центрального пульта управления и создают "зеленую волну" на наиболее загруженных трассах.
К чести мадридских гаишников, они очень оперативно реагируют на возникающие транспортные проблемы. Чуть где образуется затор, из специальных мобильных центров на мотоциклах вылетает бригада полицейских, которые в течение считаных минут под оглушительные свистки наводят порядок "вручную".
А вот вопрос об отношении регулировщиков к машинам со спецсигналами главного мадридского гаишника застал врасплох. У нас, официально заявил Хавьер Конде, разрешено оборудовать звуковой сигнализацией (сиренами) только оперативные машины.
У Его Величества есть машина, оборудованная спецсигналами. Но о перекрытии движения для того, чтобы королевская машина смогла проехать, нет и речи.
Как победить пробки на дорогах
- выделение специальных полос для общественного транспорта
- строительство многоуровневых развязок - мостов и тоннелей
- расширение практики одностороннего движения
- строительство подземных парковок и перехватывающих автостоянок
- высокие штрафы за нарушение правил парковки
- установка электронных табло, указывающих на степень загруженности магистралей
- внедрение саморегулирующихся светофоров