Под Екатеринбургом появится автомобильная деревня
За последние семь лет количество легковых машин в Екатеринбурге и Свердловской области удвоилось. Теоретически сегодня в столице Среднего Урала можно приобрести машины всех ведущих производителей мира. Однако на практике автобум порождает массу проблем, как для потребителей, так и для продавцов. Об этом за "круглым столом" "Перспективы развития уральского автомобильного рынка", прошедшим на прошлой неделе, говорили автодилеры, страховщики, банкиры и эксперты.
Кто крайний за "Хаммером"?
Сегодня по улицам Екатеринбурга ездит более 400 тысяч автомашин. Таким образом, на тысячу жителей приходится 302 авто. В 2000 году эта цифра не превышала 155 штук. Если существующий спрос сохранится, то ежегодно количество машин будет прирастать на 30 процентов. Спрос подогревается развитием автокредитования. По оценкам дилеров, не менее половины автомобилей покупается в кредит.
По данным городского комитета по товарному рынку, сегодня в Екатеринбурге работает 60 салонов, к концу года их число дойдет до 65. Такие планы озвучил на мероприятии вице-мэр Екатеринбурга Виктор Контеев. По его словам, основные тенденции нынешнего года - переход к мультибрендовому формату торговли и открытие салонов, полностью соответствующих международным стандартам продаж.
- Мы уходим от торговли под открытым небом, отказываемся от быстровозводимых конструкций, - уточнил г-н Контеев. - Автосалоны сегодня размещаются в капитальных зданиях, выполненных по концептуальным проектам. В дальнейших планах администрации - "вытеснение" автодилеров за пределы географического центра города. Планируется, что в 2010 году будет завершено строительство Екатеринбургской кольцевой автодороги (ЕКАД), автобизнес будет вынесен за нее, в так называемую "автомобильную деревню".
Предполагается, что открытие новых автосалонов сможет уменьшить существующие сейчас очереди на покупку автомобиля. Причем люди по нескольку месяцев ожидают поступления машин как экономкласса, так и дорогостоящих. Так, некоторое время назад в Екатеринбурге были сложности с покупкой Hummer, стоимостью более двух миллионов рублей.
Еще одна характерная черта уральского рынка, по словам вице-мэра, - растущая потребность города в точках ремонта авто: сервисах, станциях технического обслуживания, шиномонтажках. Ведь около 42 процентов от общего количества машин - старше семи лет.
Вчерашние "ласточки"
По мнению Стенли Рута, известного эксперта по автобизнесу, партнера компании Pricewaterhouse Coopers, самой характерной чертой российского, в том числе и уральского, автомобильного рынка является засилье иномарок. Четырехколесные иностранцы захватили Россию удивительно быстро. Так, в 2002 году количество автомобилей иностранного производства составляло 26 процентов от общего "автопарка" страны. К 2007 году доля выросла до 78 процентов. Тему же отечественного автопрома участники "круглого стола" тактично обошли, упомянув вскользь, что машины российского производства сегодня занимают лишь 12 процентов рынка в денежном выражении.
Господин Рут отметил, что Россия является одним из самых высококонкурентных рынков в мире: на десять ведущих производителей приходится 74 процента всех продаж. Лидируют сегодня Chevrolet (включая GM-AVTOVAZ), Ford, Toyota, Hyundai. Уральский автомобильный рынок выглядит несколько иначе: десятка лидеров продаж начинается с Toyota, далее идут Chevrolet, Ford, Hyundai. Дилеры десяти марок-лидеров обеспечивают в совокупности 88 процентов продаж новых иномарок.
По прогнозам, динамика роста рынка сохранится и в дальнейшем. Нынешний объем в 45 миллиардов долларов к 2011 году удвоится и составит 96 миллиардов. По объему продаж автомобилей Россия в этом году уже догнала Великобританию, к 2009 году догонит Германию. Правда, эксперт оговорился, что эти показатели станут реальными лишь при условии, что в стране сохранятся нынешние темпы роста зарплат и продолжится продвижение в массы автокредитования.
- Такой впечатляющий рост числа иномарок в скором времени потребует от рынка изменений, - сказал Стэнли Рут, - бурный рост продаж сегодня заставляет автодилеров задуматься о системе продаж подержанных автомобилей.
Например, в Европе лишь менее 30 процентов прибыли автосалонов формируется за счет продажи новых машин. Львиную долю - 42 процента - прибыли европейские автопродавцы зарабатывают на сервисном обслуживании автомобилей, еще 24 процента - на торговле машинами с пробегом. России не удастся пойти своим путем, считает эксперт. Через десять лет в стране будет продаваться десять миллионов машин в год, и половину из них будут составлять те же самые "Тойоты" и "Шевроле", к которым сегодня так стремится средний класс, только с пробегом по российским дорогам.
Подпись: Сегодня система продаж машин, купленных несколько лет назад, не отработана. Как правило, свои наскучившие за несколько лет "ласточки" люди продают в частном порядке на рынках или через частных же посредников. Участие в этой цепочке автосалонов пока не предусмотрено.
На деревню к дилеру
К идее создания "автомобильной деревни", озвученной вице-мэром в начале мероприятия, разговор возвращался неоднократно. Напомним, проект призван объединить вдоль Новокольцовской трассы несколько автосалонов. Мультибрендовый автомобильный молл предполагает строительство многопрофильного автоцентра, включающего в себя около 30 специализированных объектов. Здесь планируется разместить не только автосалоны и сервисные центры, но и гостиницы и даже свой таможенный терминал. Предполагаемая стоимость проекта - 100-150 миллионов долларов.
Идея автомобильных деревень и городов далеко не нова для Европы и США. Современные западные автомобильные деревни - вереницы принадлежащих разным владельцам небольших дилерских центров, которые тянутся по обе стороны центральных магистралей на расстоянии 40-50 километров от крупных городов. Среднестатистический житель Западной Европы раз в два-три года выезжает за город, чтобы выбрать новый автомобиль. Он движется вдоль шоссе, попутно тестируя машины разных марок.
Впрочем, за примерами эффективной работы подобных "деревень" далеко ехать не надо. В прошлом году подобный проект был запущен в Тюмени.
- Скопление большого числа брендов привлечет искушенных потребителей, которые получат возможность в одном месте увидеть много разных автомобилей и подобрать себе подходящий. Таким образом мы как бы "подращиваем" своего потребителя - с "Волги" он может пересесть на Renault Logan, Renault Logan поменять на Ford Foсus и так далее, - говорит Алексей Салмин, глава тюменского автомобильного холдинга, один из реализаторов проекта.
Однако даже о приблизительных сроках реализации екатеринбургского проекта говорить пока рано. Дилеры сходятся во мнении, что первоначально названный срок - июль 2009 года - бесконечно далек от реальности.
- Основная проблема сегодня - в предоставлении земли, - отметил Павел Шестопалов, председатель Уральской автомобильной ассоциации. - Мы думали, что автомобильная деревня - мегапроект, а оказалось - это лишь часть еще более грандиозной стройки.
Как выяснилось, застройщик огромной территории между Новокольцовской трассой и старым Сибирским трактом - Группа "Синара" - до сих пор не определился с проектом освоения этих земель. Переговоры ведутся, но конкретных сроков пока нет.