Питерских автовладельцев переселят в многоярусные паркинги

На специальном совещании в Смольном Валентина Матвиенко поставила перед чиновниками задачу - к 2011 году выйти на среднеевропейский уровень обеспечения автовладельцев Петербурга охраняемыми парковочными местами.

300 тысяч мест за три года

Задача эта трудновыполнима по двум причинам. Во-первых, чтобы достичь европейских стандартов (обеспеченность местами хранения там - 65-70 процентов) за три ближайших года инвесторам предстоит построить не менее 300 тысяч новых машиномест.

Ведь из почти 1 миллиона 400 тысяч автомобилей, состоящих на учете в региональном управлении ГИБДД, только 580 тысяч (43 процента от суммарного автопарка) имеют надежный кров. Остальные 800 тысяч авто ночуют под окнами своих владельцев, обеспечивая им нервный сон.

Во-вторых, новые места губернатор предлагает строить не на улице или в гаражных кооперативах, а в высотных паркингах, которые должны появиться во всех городских районах. По мнению Валентины Матвиенко, именно многоэтажные, а не плоскостные стоянки позволят решить острую парковочную проблему, особенно в историческом центре.

Но этот вид парковки из-за своей дороговизны не пользуется популярностью. Только 5-6 процентов автомобилей с петербургской пропиской постоянно "ночуют” в паркингах, в то время как доля открытых стоянок составляет около 30 процентов, а гаражных боксов - все 65. Но именно эти боксы в ближайшие годы массово пойдут под снос.

Заместитель председателя КГА Виталий Зенцов отметил на совещании, что гаражные кооперативы занимают в Петербурге территорию около 1000 гектаров. Если на этом пространстве снести все боксы, а оставшиеся бесхозными машины разместить в пятиэтажных паркингах, то вместо тысячи потребуется всего 350 гектаров, а если возводить гипотетические 10-этажные стоянки, то они смогут вместить в себя весь автопарк гаражных кооперативов на территории всего в 250 гектаров.

Словом, переход от плоскостных коллективных стоянок к высотным позволить высвободить для коммерческих целей значительные резервы земли с уже обустроенной инфраструктурой.

Дорогие "лежбища"

Но все эти выкладки пока умозрительны, так как инвесторы не торопятся строить многоярусные и подземные автолежбища, так как они не пользуются спросом.

Непопулярность многоярусных паркингов в среде петербургских автомобилистов объяснима: стоимость места в теплом кирпичном здании со всеми коммуникациями - 25-30 тысяч долларов, а стоимость "Жигулей”, которые составляют половину питерского автопарка, - в несколько раз меньше. Не случайно давно построенные в Питере паркинги (63 высотных и 13 подземных) полупусты.

Но власть твердо решила переселить владельцев гаражей в дорогие места отстоя автотранспорта. У нее есть действенный инструмент принуждения к этому - снос боксов в зоне ударных дорожных строек, особенно Западного скоростного диаметра.

После бульдозерной зачистки в ноябре-декабре 2006 года только в кооперативах на Кубинской улице без гаражного крова остались более пяти тысяч человек, которые с осени 2007 года по решению федеральных судов начали получать компенсации за утраченную собственность в размере 40-55 тысяч рублей за один бокс. Тем не менее питерские автомобилисты понимают: раз власть своей приоритетной целью считает развитие именно многоуровневых и подземных стоянок, все гаражи со временем пойдут под нож. Поэтому либо копи деньги, либо оставляй машину на свой страх и риск под окнами.

По данным регионального отделения Всероссийского общества автомобилистов, 15-20 процентов питерских владельцев гаражей согласны переехать в паркинг - ведь оттуда их точно не попросят, так как машиноместо приобретается не в аренду, как в случае с гаражом, а в собственность.

Еще 35-40 процентов гаражников согласны купить место в паркинге, но для этого им необходимо взять недорогой кредит по ставке 10 и ниже процентов, что непросто. 10-15 процентов обитателей боксов просят их не беспокоить от силы два-три года, и они продадут и гараж, и машину.

Правила игры изменились

Валентина Матвиенко пообещала, что документация под строительство многоярусных паркингов, возводимых вместо гаражей, будет готовиться за счет бюджета города, что сэкономит потенциальному инвестору пять процентов от стоимости любого проекта. Вместе с тем губернатор собирает обложить коммерсантов "оброком”: 20 процентов мест в новом паркинге они будут продавать городу в лице ГУП "Центр автостоянок и гаражей” по себестоимости, а чиновники распределят эти места среди льготников.

Вряд ли такая перспектива понравится бизнесу, так как в августе 2007 года на круглом столе председатель КУГИ Игорь Метельский подчеркнул, что коммерсанты, которые рискнут построить на выделенном участке именно высотный или подземный паркинг, а не гарантированно прибыльный жилой дом, получат от КУГИ преференции при оценке платы за землю. По мнению Метельского, это позволить снизить рыночную стоимость одного места на несколько тысяч долларов.

Более того, председатель КУГИ пообещал, что вместо налога на инфраструктуру инвесторы могут расплатиться с городом оговоренным в инвестиционных условиях количеством мест в паркингах, которые по доступным ценам получат инвалиды, ветераны и другие льготные категории петербургских автовладельцев. Как видим, за пять последних месяцев правила игры существенно изменились, что ставит выполнение программы по развитию паркингов под угрозу.

С осени 2007 года всю работу по организации паркингов и стоянок, выработке тарифов на их услуги и контролю за соблюдением правил парковки на центральных улицах координирует "Городской центр автостоянок и гаражей”.

До 21 января 2008 года его возглавлял Андрей Корчагин, который два дня назад сменил Андрея Погребняка на посту директора ГУ "Дирекция по организации дорожного движения”.

Напомним, что именно "Городской центр автостоянок и гаражей” под руководством Корчагина вместе с комитетом по транспорту, по сути, провалили программу развития удобных перехватывающих парковок. В прошлом году построена только одна стоянка, у метро "Ладожская”, да и та заполняется только на треть.

Прямая речь

Валентина Матвиенко, губернатор Петербурга:

- Необходимо заранее проводить работу с правлениями гаражных кооперативов, чьи территории попадают в зону развития города и подлежат сносу. Им будет предложено на льготных условиях принять участие в строительстве многоуровневых паркингов.