Близится крупнейшая сделка в истории российского автопрома
Вчера биржа отреагировала на очередной шаг "АвтоВАЗа" к стратегическому партнерству с концерном Renault. На фоне новостей о прекращении перекрестного владения акциями завода ценные бумаги автогиганта стали лидерами роста в секторе машиностроения. Впрочем, как выяснил корреспондент "РГ", в самом Тольятти далеко не все преисполнены радужных ожиданий и отсчитывают дни до рекордной сделки с заметной тревогой.
Поиск стратегического партнера из числа ведущих мировых концернов вазовские менеджеры вели с конца 90-х годов прошлого столетия. Подкрепить слова делами удалось после того, как завод перешел под контроль Рос-оборонэкспорта. В декабре прошлого года в Тольятти состоялось подписание протокола о взаимопонимании между крупнейшим машиностроительным предприятием России и концерном Renault. Тогда же было определено, что собственно контракт должен быть подписан не позднее 25 февраля.
Официально стороны подчеркивают, что решения по коррективам в стратегию развития "АвтоВАЗа" будут внесены только после подписания контракта и тщательной подготовки. Однако не проходит дня, чтобы местные СМИ не выдали на гора очередную сенсацию о контурах грядущих перемен в высших эшелонах власти автогиганта и о том, на базе какой платформы будет строиться новый российский народный автомобиль.
Конкретики пока не так уж и много. Известно лишь, что стороны намерены инвестировать в развитие производства порядка одного миллиарда долларов и довести годовой выпуск с нынешних семисот семидесяти тысяч до одного миллиона автомобилей. Как подчеркнули вчера в пресс-службе самого завода, подготовка к сделке идет по плану, французы действительно проводят всестороннюю оценку предприятия, а производство тем временем работает в нормальном режиме. А обо всех переменах здесь предпочитают говорить в будущем времени, без какой-либо конкретики, но исключительно в радужных красках.
Несколько иные настроения царят среди рядовых сотрудников завода.
- Люди опасаются, что будут сокращать рабочие места, - заявил корреспонденту "РГ" заместитель председателя независимого заводского профсоюза "Единство" Леонид Толмачев. - У нас предприятие большое, оно строилось как самодостаточное, кроме резины и стекла раньше мы все сами производили. Постепенно часть производств была выведена, работодатели объясняли это необходимостью оптимизации. Сейчас в коллективе есть опасения, что этот процесс будет усиливаться.
Далеко не все склонны рисовать картину грядущих перемен в розовых красках и во властных кабинетах Автограда.
- Любой альянс с таким инвестором, как Renault, позитивно может отразиться не только на автозаводе, но и на жизнедеятельности города и области, - поделился председатель комиссии по местному самоуправлению Тольяттинской городской Думы Борислав Гринблат. - При этом необходимо трезво смотреть на ситуацию не только в плане отдаленных перспектив, но и исходя из сиюминутных результатов. Уверен, процесс будет очень болезненным. Во-первых, мы понимаем, что уровень управления и уровень технологий волжского автозавода оставляет желать лучшего. Естественно, инвестор будет очень серьезно добиваться изменения системы управления и внесения корректив в технологию, что скажется на такой болезненной теме, как кадры. Предполагается, что нас ожидают очень серьезные сокращения.
Впрочем, по мнению большинства местных экспертов, даже с учетом всех возможных минусов стратегическое партнерство с одним из ведущих мировых производителей - единственный шанс для "АвтоВАЗа" сохранить лидирующие позиции в России.