06.02.2008 05:00

Аварийная "скорая"

Правительство профинансирует оказание экстренной помощи на дорогах

Экстренная помощь на дорогах - такова суть нововведения, которое взяли под свой контроль сразу три министерства: МВД, МЧС и минздравсоцразвития. Сегодня "Российская газета" публикует постановление правительства о выделении средств на организацию спасения пострадавших при ДТП.

Причина появления этой новации очевидна: ежегодно на дорогах страны гибнет более 30 тысяч человек - население небольшого города. Состояние дорог, отсут ствие порядка на них, игнорирование правил движения - это, конечно, основные факторы роста смертности в результате ДТП. Но есть и еще одна проблема: оказание экстренной медицинской помощи пострадавшим. По данным медиков, в 70 процентах случаев пострадавшие в ДТП доставляются в стационар только через час-полтора после происшествия. При этом в 55 процентах случаев привозят в больницы раненых не кареты "скорой помощи", а попутные машины. В результате из-за отсутствия квалифицированной помощи в первые минуты после происшествия, а также по причине задержек с доставкой жертв ДТП в больницы погибает 70 процентов пострадавших в дорожных происшествиях.

Понятно, что благими пожеланиями никакой проблемы не решить, если нет средств. В этом случае правительство начало с главного: выделило деньги. На что же они пойдут?

В первую очередь на санитарные машины. В большинстве случаев на вызов по случаю аварии приезжает обычная "скорая". Это отнюдь не реанимобиль. Максимум оборудования в ней - носилки, бинты да некоторое количество лекарств. Но в скором времени на дорогах по аналогии с кардиомобилями должны появиться специальные травматологические автомобили. Оборудованные именно для оказания помощи пострадавшим в авариях. Они и выезжать будут в основном на ДТП с тяжелыми пострадавшими.

Для работы на таких машинах должны быть и соответствующие специалисты: хирурги, травматологи, реаниматологи. Уже на месте человеку будет оказана первая квалифицированная помощь. И только потом пострадавшего повезут в больницу. Считается, что если человеку такая помощь не была оказана в первые 20 минут, то риск его гибели возрастает многократно. В бюджете теперь будут предусмотрены средства на подготовку таких специалистов.

Третье направление финансирования - это создание на базе действующих больниц, расположенных вдоль трасс, специализированных отделений для спасения раненых на дорогах. Ни для кого не секрет, что сейчас "скорая" везет пострадавшего не туда, где есть специалисты нужного профиля, а в ту больницу, которая принимает, в которой есть места. Не всегда такая больница - ближайшая. И не факт, что в ней человек получит необходимый набор медицинских услуг. Поэтому принято решение перепрофилировать придорожные медицинские учреждения. Оборудовать хирургические и травматологические отделения, отделения рентгенологии, а также анестезиологии и реаниматологии. Укомплектовать специалистами этого профиля.

Владимир Баршев

МВД

По сути это первые шаги в создании скорой аварийной помощи. Еще одна новация, которая сделает наши дороги не столь убийственными, стала предметом обсуждения на недавнем совещании по нацпроекту "Здоровье", которое проводил первый вице-премьер правительства Дмитрий Медведев. Уже не раз звучали идеи объединить усилия милиции, врачей и спасателей. Теперь эти предложения оформились в конкретное решение - создать объединенные бригады экстренной помощи на дороге.

Милиция, спасатели и медики уже начали формировать первые такие подразделения, которые появятся на всех трассах страны. Раньше они работали каждый сам по себе, без общего, заранее согласованного плана. Милиционеры, врачи, спасатели или пожарные прибывали, когда им кто-то сообщал о несчастье на дороге. Случайный свидетель происшествия мог, например, позвонить в милицию, а про врачей просто забыть. Бывает и так, что первыми на месте катастрофы оказываются гаишники или пожарные, а "скорая" приезжает, когда спасать уже некого.

А ведь больше половины пострадавших в дорожных авариях, как считают эксперты министерства здравоохранения и социального развития, умирают до прибытия в лечебное учреждение. То есть важны первые полчаса после получения травмы, когда еще есть шанс остаться в живых. Если же у человека остановилось дыхание, то жить ему или умереть решается за 5-10 минут. Именно за это время, считают медики, еще можно успеть сделать искусственное дыхание или непрямой массаж сердца.

Но, увы, своевременная помощь приходит далеко не всегда. Милицейская статистика свидетельствует, что в ДТП гибнут в 12 раз чаще, чем в других несчастных случаях, люди становятся инвалидами чаще в 6 раз и нуждаются в госпитализации - в 7 раз.

Поэтому в МВД России решили в корне изменить саму схему действий во время дорожно-транспортных происшествий. Главное - до минимума сократить время прибытия к месту аварии. Отвечает за подготовку и оснащение объединенных бригад первый заместитель министра внутренних дел Александр Чекалин.

По словам Александра Чекалина, перед объединенными бригадами стоит 18 конкретных, обязательных задач - от организации связи до эвакуации пострадавших.

По планам МВД у таких бригад будут в распоряжении вертолеты - милицейские, спасательные, медицинские. Милиция станет постоянно с воздуха вести наблюдение за ситуацией на отведенном для данной бригады участке трассы. Случись что - сигнал тревоги поступит одновременно во все подразделения объединенной группы. Первыми на аварию должны примчаться гаишные мотоциклисты. Они получат хорошие медицинские навыки, у каждого - сумка для оказания первой помощи. Кроме того, они должны быть и неплохими психологами, способными, например, предотвратить панику среди пассажиров.

Милицейский наблюдатель с воздуха станет координировать действия бригады. Если надо - вызовет пожарных, другие вертолеты, определит количество карет "скорой помощи", спасателей со специфической техникой.

Кроме того, у таких объединенных бригад всегда будет в резерве милицейский спецназ на всякий случай, если ДТП - не случайность, а действие преступной группы.

Михаил Фалалеев

мчс

Основные федеральные дороги станет патрулировать авиация МЧС России.

Глава ведомства Сергей Шойгу сообщил, что в ближайшее время на главных трассах Москва - Санкт-Петербург, Москва - Новороссийск и Москва - Казань будут дежурить 14 вертолетов МЧС. В их экипаж войдут и врачебные бригады, которые окажут помощь не только пострадавшим при ДТП, но и жителям прилегающих к автотрассам населенных пунктов. На одной из этих трасс только из-за несвоевременного оказания помощи в год погибает до 900 человек. Для вертолетов МЧС вдоль трасс решено построить посадочные площадки.

Елена Шмелева