Депутаты Госдумы обратились вчера к президенту и правительству с предложением рассмотреть вопрос о целесообразности признания независимости Абхазии и Южной Осетии.
В заявлении "О политике Российской Федерации в отношении Абхазии, Южной Осетии и Приднестровья", которое поддержали 440 парламентариев, предполагается возможность "инициирования Российской Федерацией ускорения процесса суверенизации Абхазии и Южной Осетии" в случае возможного вооруженного нападения Грузии на Абхазию, Южную Осетию или шагов по форсированному продвижению Грузии в НАТО. Впрочем, думская оппозиция готова была уже сейчас к более определенному ответу на обращение к Думе Абхазии и Южной Осетии.
Семен Багдасаров из "Справедливой России" считает, что депутатам "не надо ждать сигналов от Грузии или еще от кого-то", а проявить инициативу и сделать все от них зависящее, чтобы приблизить признание независимости Абхазии и Южной Осетии. Коммунист Сергей Решульский призывал коллег прямо высказаться за признание независимости Абхазии и Южной Осетии, а к президенту и правительству обратиться с предложением безотлагательно рассмотреть этот вопрос. Были у коммунистов и эсеров претензии и к некоторым другим тезисам заявления.
По мнению Юлия Квицинского (КПРФ), оно носит компромиссный характер и внутренне противоречиво. "Мы, как Дума, не даем ответа обратившимся к нам непризнанным республикам, идем мы в направлении признания их независимости или отказываемся от этой цели. А переталкиваем вопрос президенту, чтобы он рассмотрел целесообразность признания или непризнания", - сказал Квицинский.
Однако Андрей Климов из "Единой России" убежден, что Дума подготовила достаточно сбалансированный документ, учитывающий историю и реальность.
И в нем есть механизмы, которые могут работать уже сегодня. Владимир Жириновский был убежден, что независимо от позиции депутатов Абхазия в любом случае будет независимой и не нужно "смотреть на часы". А объединение Осетии - это вообще не вопрос политики, а просто география. "И Абхазия, и Южная Осетия, - заметил Жириновский, - имеют все правовые, моральные, исторические, экономические, семейные, философские основания, чтобы пойти по косовскому варианту". Лидер ЛДПР считает, что принимая такое заявление, Госдума делает фактически "исторический шаг". Однако, по мнению Жириновского, зжзаявление Госдумы, скорее всего, будет, по сути, "временным - на две недели". После саммита Россия - НАТО в Бухаресте, намеченного на начало апреля, может появиться необходимость в принятии нового документа, если на этом саммите начнется процедура принятия Грузии в состав НАТО. "Мы с вами примем другой документ, и исполнительная власть примет другие меры", - пообещал Жириновский. Председатель Комитета Госдумы по делам СНГ и связям с соотечественниками Алексей Островский напомнил, что необходимость скорректировать свою политику в отношении Абхазии, Южной Осетии и Приднестровья, исходя из волеизъявления проживающего там населения, возникла после одностороннего провозглашения независимости Косово. Депутаты Госдумы подтвердили свою поддержку внешнеполитической линии руководства Российской Федерации, которое ни при каких обстоятельствах не намерено содействовать разрушению существующей системы международных отношений, с таким трудом сформированной после Второй мировой войны, и выступает за ее сохранение и качественное развитие.
"Дума уважает суверенитет и территориальную целостность Грузии и Молдавии в рамках их международно признанных границ", - говорится в заявлении российского парламента. Вместе с тем народные избранники считают, что "начавшийся процесс признания Косово идет вразрез с нормами Международного права. Абхазия, Южная Осетия и Приднестровье, построившие за годы своей фактической независимости демократические государства со всеми атрибутами власти, имеют гораздо больше оснований претендовать на международное признание, чем Косово". Государственная Дума обращает внимание, что по обе стороны российско-грузинской границы расположены Северная Осетия и Южная Осетия, в которых проживает один и тот же разделенный народ - осетины. И "в условиях, когда общепризнанные принципы международного права перестают быть незыблемыми, может возникнуть ситуация, когда на первый план выходит право народа на свое воссоединение".
"Стремление Грузии вступить в НАТО является ее суверенным правом, - отмечается в проекте заявления, - но и Россия обладает правом на уважение воли и защиту своих граждан, преимущественно населяющих Абхазию и Южную Осетию и выступающих против вступления Грузии в эту организацию". Депутаты единодушны в своем стремлении, что взятый грузинскими властями курс на полную интеграцию в НАТО лишает Грузию возможности консолидировать территорию и проживающие на ней народы.
Депутаты Госдумы убеждены, что Российская Федерация должна решительно противодействовать любым попыткам внешнего политического, экономического и военного давления на Абхазию, Южную Осетию и Приднестровье. Дума обращается к федеральным органам исполнительной власти с призывом усилить поддержку граждан Российской Федерации, проживающих в Абхазии, Южной Осетии и Приднестровье, рассмотреть вопрос об открытии российских миссий на территории Абхазии и Южной Осетии, изучить возможность введения на границе между Российской Федерацией и Абхазией, Российской Федерацией и Южной Осетией максимально упрощенного порядка пересечения границы. Депутаты также выступают за активизацию всестороннего социально-экономического и гуманитарного сотрудничества российских регионов с Абхазией, Южной Осетией и Приднестровьем. Российские парламентарии настаивают на сохранении существующего формата присутствия миротворческих сил в Приднестровье и в зонах грузино-абхазского и грузино-югоосетинского конфликтов, предполагая, что вывод российских миротворцев может привести к катастрофическим последствиям для гражданского населения, дестабилизации обстановки в этих регионах. По мнению депутатов, необходимо принять все меры для защиты граждан Российской Федерации, проживающих в Абхазии и Южной Осетии.
Правительству рекомендовано незамедлительно перейти к реализации депутатских предложений.
В апрельском плане Госдумы - 96 законопроектов. Мартовский календарь законотворчества был более насыщенным. Но с намеченным Дума не справилась. Комитетам не удалось подготовить 45 законопроектов. Это треть запланированного. Одна из причин отставания, по словам первого вице-спикера Олега Морозова, - задержка правительством официальных откликов на законодательные инициативы. "Кстати, по 67 законопроектам, - заметил Морозов, - сроки ожидания официальных отзывов правительства исчисляются от двух месяцев до двух лет и более".
Торопясь повысить мартовские показатели законотворчества - ведь вчера был последний пленарный день месяца, с понедельника начинается региональная неделя, - депутаты набили повестку вчерашнего заседания под завязку. Хотя многие понимали, что почти полсотни законопроектов за день, когда половина рабочего времени отводилась на "правительственный час", не одолеть. Поэтому думские либерал-демократы предложили давать содокладчикам по законопроектам не более 30 секунд, достаточных для того, чтобы сообщить позицию правительства и комитета - "за" или "против".
Ради экономии времени депутаты отказались слушать на пленарном заседании отчет Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации Владимира Лукина, решив "ограничиться информацией о докладе, которая размещена уже на электронных и информационных ресурсах Госдумы". Но внесли дополнительно в повестку "буквально кричащий вопрос" о парламентском запросе Государственной Думы премьеру Виктору Зубкову о ценах на сельскохозяйственную продукцию. Вице-спикер от ЛДПР Владимир Жириновский задал коллегам еще одну тему для размышления - об амнистии, хотя бы частичной. Обсуждать идею Жириновского думцы пока не стали, отложили на будущее. Вчера Госдума ратифицировала Соглашение о подготовке военных кадров для государств- членов Организации Договора о коллективной безопасности, реализация которого, по словам статс-секретаря - заместителя министра обороны Николая Панкова, будет "способствовать развитию и расширению военно-технического сотрудничества, повышению как реальной безопасности, так и обороноспособности России, послужит дальнейшему укреплению ОДКБ".
Военных специалистов для стран, входящих в ОДКБ, будут готовить в России. Как заявил председатель думского Комитета по делам СНГ и связям с соотечественниками Алексей Островский, у нас есть для этого и база, и многовековой опыт обучения военному делу.
Конечно, у нас "будут определенные финансовые издержки, но они уже предусмотрены нашим бюджетом". В соответствии с соглашением подготовка военных кадров для СНГ в учебных заведениях минобороны России будет осуществляться на платной основе -когда та страна, которая дает направление на учебу, платит за все, на льготной основе - обучение за счет России, а содержание - за счет направляющей стороны. А также на безвозмездной основе - при этом все расходы и за содержание, и за обучение военспецов будет нести Россия. Депутаты Госдумы не сомневались в необходимости ратифицировать это соглашение, однако некоторое беспокойство все же высказали. Программы обучения предусматривают допуск иностранцев к секретной информации. А "ведь сегодня ситуация на территории бывшего СССР довольно нестабильная". Что будет, если государства, которые входят в договор, "откачнутся в пользу НАТО или тот, кого мы научим, перейдет вместе со всеми нашими военными секретами в войска тех государств, которые могут против нас воевать"?
Но Николай Панков, назвав этот вопрос важным, все-таки успокоил народных избранников. Во-первых, речь идет о военнослужащих государств ОДКБ, а во-вторых, мы не будем раскрывать все секреты - только те, что требуются для обучения, и к тому же "адаптированные".