Премьер отобедал в заводской столовой и покатал на электромобиле президента Татарстана
В особую экономическую зону "Алабуга" премьер-министр Владимир Путин прибыл вчера ближе к обеду, поэтому решил завернуть в заводскую столовую "Север-сталь-авто", прокатив до этого на электромобиле своего заместителя Игоря Сечина.
Приехать в гости к автопроизводителям и не предложить поддерживать отечественный автопром Путин не мог. Он готов оказать помощь российским автопроизводителям в продвижении их продукции на внутренний и внешний рынки.
- Мы не должны создавать условия для коррупции в этой сфере, но помогать нашим производителям реализовывать их естественные преимущества при производстве и реализации своей техники должны, - подчеркнул премьер-министр.
Правда, к счастью для любителей иностранных авто не повышением ввозных пошлин на иномарки, а снижением пошлин на ввоз отдельных сортов стали.
По мнению премьера, необходимо снижать пошлины на те сорта стали, которые не производятся в стране вовсе либо производятся в недостаточном объеме. Премьер считает, что рост производства в этом секторе экономики сдерживают проблемы с сырьем и материалами, с их доступностью и ценой. "В первую очередь это касается высококачественной стали", - подчеркнул Путин, правда, надеясь на то, что российские металлурги и самостоятельно смогут решить эту проблему.
Собственно, инициатива снизить до 5 процентов пошлины на отдельные виды плоского металлического проката принадлежала ОАО "АвтоВАЗ". Еще в начале мая в правительственную комиссию по защитным мерам во внешней торговле поступило такое обращение. Хотя это была не единственная просьба отечественного автопроизводителя. "АвтоВАЗ" предложил также снизить пошлины на новые шины для легковых автомобилей, обнулить пошлины на компоненты, используемые в грунтовании металлического кузова автомобиля и некоторые виды полиуретанов.
Об этом правительство, судя по всему, еще подумает. А вот перспективы российского автомобильного рынка - стать одним из крупнейших в Европе - уже явно видны. А все потому, что в 2007 году в стране было продано более 3 миллионов автомобилей.
Правда, Путин считает, что около 80% продаваемых в стране автомобилей должны производиться на ее территории.
Но сам премьер вчера отдал предпочтение не автомобилям, которые производятся в ОЭЗ "Алабуга", а электромобилю. Лично сев за руль, опустив защитные очки, Путин отправился на осмотр предприятия. Да не один: в столь рискованное путешествие он взял и пассажиров, среди которых, помимо генерального директора Вадима Швецова, были вице-премьер Игорь Сечин и президент Татарстана Минтимер Шаймиев.
Первым на премьерском пути был цех сварки кузовов автомашин, где главе российского правительства продемонстрировали уникальный кондуктор сборки кузовов автомашин из пяти роботов. С помощью специальных программ они задействуют сенсоры, задающие геометрию кузова будущей автомашины. При этом, как рассказали на заводе, этот станок уникален тем, что для каждой линии сборки он собирается в единственном экземпляре.
Насладившись картиной, Путин на электромобиле отправился в лабораторию измерения геометрии кузова, где специальная измерительная машина замеряет по 140 контрольным точкам. При этом, по словам гендиректора, российским сборщикам для того чтобы стандарты выпускаемой продукции соответствовали требованиям Фиата, необходимо достичь 80% совпадения. Но есть у завода и главная цель - к концу года приблизиться к 90-процентному рубежу совпадений при подобных замерах.
Помимо этого есть и идеи в течение года перенести в страну производство узлов и агрегатов автомобиля "Фиат Дукато", чтобы освободить себестоимость от цены перевозки, которая зачастую в несколько раз выше. Как, например, цена перевозки бампера - 200 долларов, а себестоимость - 28 долларов. Впрочем, отечественные сборщики замахнулись и на двигатели, ведь цена этого агрегата составляет 30% себестоимости машины. Правда, это не означает, что машина обойдется дешевле, скорее, вырастет прибыль автосборщиков.
Но Владимир Путин в детали вдаваться не стал, он утомился. Да и не каждый день премьер лично возит пассажиров. В сопровождении гендиректора компании глава правительства отправился в столовую, где как простой российский премьер выбрал себе на обед салат, суп-лапшу, говядину с рисом, пирожок, стакан воды и чай.
- 37 рублей 60 копеек, - подвела итог кассир.
Путин протянул 500 рублей. Кассир даже растерялась: касса оказалась пуста, и сдачи с 500 премьерских рублей не было.
- Потом подойду, - примирительно согласился Путин.
Пока же стоял в очереди в кассу, у рядом стоящей девушки поинтересовался, довольна ли она качеством еды. Та ответила утвердительно, добавив, что обеды стоят здесь не очень дорого. Путин присел к рабочим и у них поинтересовался зарплатой.
- На жизнь хватает, - заметил один из рабочих и на уточняющий вопрос добавил: - 14 тысяч рублей.
Путину все понравилось: и обед, и рабочие, и завод. Поэтому с легким сердцем российский премьер вошел в "одно окно".
На Елабужском таможенном терминале особой экономической зоны главу российского кабинета министров уже ждали.
- Товарищ председатель правительства РФ! На Елабужском таможенном посту происшествий не случилось. Начальник поста подполковник Ахметов, - по-военному доложили Путину.
Это и было "одно окно". Именно этот принцип реализуют на таможенном терминале, работающем всего в течение месяца. Здесь подаются и оформляются грузовые таможенные декларации, а с помощью видеокамеры и оборудования, выполненных "по самому последнему слову техники", сотрудники таможни могут в режиме реального времени наблюдать за территорией, где досматривается груз, который приходит на территорию ОЭЗ как автотранспортом, в контейнерах, так и по железной дороге.
- Только что мы досмотрели груз и видим, что там нет никаких лишних вложений, - показывая премьер-министру на экран, пояснила сотрудница поста. - Таким образом, грузовое место можно досматривать через рентген, не открывая его.
- Удобно, - согласился Путин.
Не то слово. Об этой сказке на российско-финской границе мечтали уже давно. Но "одно окно" - это еще не все. Это и система для упрощения работы резидентов ОЭЗ объединяет представительства сразу 16 государственных органов и учреждений. Как пояснили премьеру, впервые на территории промышленной площадки организована работа подобной системы. Всего на создание инфраструктуры всех видов в ОЭЗ "Алабуга" планируется вложить 18,5 млрд рублей бюджетных средств, 5 млрд из которых уже направлено.
В зоне премьер решил, что "проект хорошо работает, хотя проблемы есть, но он состоялся, построены прекрасные заводы, хорошие показатели". Глава республики Минтимер Шаймиев не удержался и рассказал, как застраховал республику от ипотечного кризиса и так называемой татарстанской "социальной ипотеки". Кредит молодым семьям на жилье здесь выдается под 7% сроком на 27,5 лет. При этом в республике действует целая схема, связанная с реконструкцией ветхого жилья и работой с молодыми семьями. Дело в том, пояснил Шаймиев, что создан резервный фонд, который позволяет "уводить от кризисных ситуаций, подобных ипотечному кризису в США".
- Очень своевременно, - одобрил Путин и уехал.
Кстати
С 2009 года может быть снижен транспортный налог на автомобили с высокими экологическими характеристиками. Кроме того, Путин высказался за внесение изменений в Налоговый кодекс, исключающих взимание налога на добавленную стоимость (НДС) при реализации автомобилей, бывших в употреблении. По его мнению, это и социальная справедливость, и экономическая целесообразность. "Нельзя два-три раза взимать НДС с продукта, с которого налог на добавленную стоимость государством получен", - пояснил глава правительства.