03.06.2008 06:00
Рубрика: Дороги

Ничейный знак

Светофоры перестают работать, так и не найдя хозяев

Движение транспорта по улицам многих российских городов вскоре может стать неуправляемым: светофоры погаснут, а дорожные знаки станут нечитаемыми. Все это уличное хозяйство сейчас начали передавать в собственность местным властям. И автоматически все, что регулирует транспортные потоки, становится бесхозным.

Результат этой тихой дорожной эволюции проявится скоро. И что тогда будет твориться на улицах, предсказать несложно: перекрестки станут непроезжими, пробки - стоячими, пешеходные переходы - смертельно опасными.

Проблема назрела после того, как в прошлом году всю эту федеральную собственность: светофоры, знаки, лежачие полицейские, разделительные барьеры - решили передавать в муниципалитеты. Федеральным структурам крайне неудобно обслуживать такое количество сильно разбросанных по стране объектов. Местные власти к такой новой нагрузке на бюджет оказались не готовы. Потому и не горят особым желанием брать их на содержание.

Такая ничья собственность, как светофоры, уже показала себя во всей красе в столице Калмыкии Элисте. В один прекрасный момент здесь отключили все их разноцветные сигналы. И тут же количество аварий заметно увеличилось. К счастью, город по нашим меркам небольшой, машин в нем тоже немного, и водители довольно быстро привыкли к новым "нерегулируемым" условиям.

Но подобная проблема домокловым мечом нависла и над крупными городами, где пробки - обыденное явление, где перекрестки без знаков и светофоров могут стать местом побоища транспорта. Ведь за дорожными знаками и светофорами должен кто-то следить, их ремонтировать, менять по мере необходимости. Каждому жителю города-миллионника известно, что даже один неработающий светофор - это многокилометровые пробки на всех окрестных улицах. Раньше это хозяйство содержало Государственное специализированное монтажно-эксплуатационное подразделение МВД России. Находилось оно соответственно в Москве.

- На бумаге эта собственность сейчас как бы передается местным администрациям, - говорит начальник отдела организации и координации деятельности дорожной инспекции ДОБДД МВД России Сергей Соболев. - Но иметь такое хозяйство не каждый хочет. Ведь дорожное имущество довольно сильно пообносилось и часто требует денег уже не на простое содержание, а на полную замену. В среднем по России полностью исчерпали свой ресурс порядка 70 процентов светофоров.

Кроме того, светофоры оказались "должниками" энергетиков. Платить за них некому, поэтому энергетики вынуждены их отключить. Хотя, по идее, отключать социально значимые объекты не имеют права. А помимо светофоров есть еще и дорожные знаки - надо устанавливать новые, заменить старые и потрепанные.

В итоге светофоры скоро могут погаснуть в Рязанской области, Самарской губернии, в Бурятии и Коми они уже гаснут.

- По Бурятии было даже судебное разбирательство, - рассказывает Сергей Соболев. - И суд обязал местные власти взять на себя финансирование этих объектов. А в Сыктывкаре суд, наоборот, решил, что обслуживать светофоры должны федеральные власти. И, надо сказать, решение обоснованное. Ведь в законе четко прописано, что ответственность за имущество несет владелец, если иное не предусмотрено договорами. Формально светофоры и знаки местным властям передали, но фактически они их еще не приняли.

Ситуацию с ничейными знаками удалось пока решить только в Москве, Московской области и Санкт-Петербурге. Здесь средства регулирования находятся в региональной собственности, и обслуживают их региональные структуры.

МВД бьет тревогу и торопит Росимущество наконец уже передать знаки и светофоры в собственность местным властям. Ведь история калмыцкой столицы может с довольно большой вероятностью повториться и в любом другом российском городе.