Москвичам показали общественный городской транспорт из разных эпох
Свое 50-летие "Мосгортранс" отметил выставкой ретро-техники и современного городского наземного транспорта, вызвавшей широкий интерес у москвичей.
Даже площадь перед входом на ВВЦ была похожа в эти дни на гигантскую остановку общественного транспорта. Правда, такие автобусы и маршруты в обычной жизни пересечься на столичных улицах никак не смогли бы. А здесь, на выставке, старшее поколение горожан вспомнило свои поездки по столице на красных ЛАЗах, а те, кто помладше, - на оранжевых ЛиАЗах. Внутри автобусов тоже все то, что когда-то было и давно ушло. Ящики для использованных билетов, компостеры, полы со специальным покрытием - чтобы вода и грязь стекали вниз, не замочив валенок, в которых тогда поголовно ходила столица. Детям выставка тоже доставила громадное удовольствие. "Моему сыну очень хотелось порулить, так ему не только разрешили залезть в кабину, но и дали возможность все там потрогать и как следует рассмотреть", - поделилась с корреспондентом "РГ" москвичка Галина Быстрова.
Кстати, техника сюда добралась своим ходом, хотя еще 10 лет назад некоторые экземпляры были практически металлоломом. Самый популярный экспонат выставки - ЗИС-8. Тот самый "Фердинанд" из фильма "Место встречи изменить нельзя".
Когда реанимировали легендарный автобус, запчасти собирали по всей стране. А в жизни такие машины выпускал завод имени Сталина с 1934 по 1941 год. "Автобус использовался для междугородних и городских рейсов вплоть до начала 50-х годов, - рассказал корреспонденту "РГ" заместитель директора Музея городского пассажирского транспорта ГУП "Мосгортранс" Михаил Егоров. - Деревянные кузова быстро гнили и приходили в негодность, поэтому служили автобусы недолго. До наших времен уцелело лишь несколько экземпляров".
В послевоенные годы на смену им пришли автобусы с цельнометаллическими кузовами. Один из них - ЛиАЗ-158 - тоже имеет свою актерскую карьеру. В нем снимались эпизоды недавно вышедшего на экраны фильма "Большая любовь" с Юлией Меньшовой и Михаилом Пореченковым в главных ролях.
Помимо общественного транспорта на выставке можно было увидеть и легковые автомобили, и служебную технику прошлых лет. Чтобы это стало возможным, мастерам тоже пришлось поработать. Утерянные запасные части к полуразрушенным машинам они делали самостоятельно, по чертежам. Причем стараясь каждый год к новой выставке дополнить экспозицию новым экземпляром. В этом году, например, собрали пожарную машину тридцатых годов прошлого века.
Из всех же современных скоростных видов техники мосгортрансовцы пригнали на ВВЦ лишь автобус для маломобильных людей. Он оснащен полностью автоматизированной платформой, которая помогает колясочникам беспрепятственно подниматься в салон. Именно такой техникой сейчас оснащено социальное такси. Но более чем миллиону инвалидов столицы такие автобусы, троллейбусы и трамваи крайне нужны на обычных городских маршрутах.
Выставка закончилась, и представленная техника разъехалась по разным автопаркам. Единого музея, где можно было бы увидеть всю автоисторию города, пока нет. Но это временно. "Мэр Москвы Юрий Лужков пообещал, что через два-три года город построит большой современный Музей общественного транспорта в Строгине, где все экспонаты смогут обосноваться наконец на постоянное место жительства", - сообщил корреспонденту "РГ" заместитель генерального директора ГУП "Мосгортранс" Евгений Адамов.