18.06.2008 03:30
    Поделиться

    Чем больше навязывают техники брянским крестьянам, тем хуже у них дела

    Тяжелым назвал положение, связанное с заготовкой кормов для сельского хозяйства, брянский губернатор Николай Денин. На самом деле оно катастрофично: в начале июня заготовили всего один процент сена. Между тем стоимость техники, которой власти снабжают село, уже превысила миллиард рублей. Почему же так мала отдача?

    Даже минувшая зима была не слишком сытной для сократившегося стада: число кормовых единиц в некоторых хозяйствах снизилось с 18 до 15. Предстоящая зима вызывает еще большее беспокойство. Это и стало причиной экстренного совещания, которое провел губернатор. Он не скупился на оплеухи. Как выяснилось, в Злынковском, Клетнянском, Навлинском, Новозыбковском и Дятьковском районах более трети кормоуборочных комбайнов неисправны. В ряде других районов на поля вряд ли выйдет более половины другой техники. Она изношенна, потому власть старается обновить ее, сообщил Денин:

    - За последние годы тракторов и комбайнов закуплено почти на миллиард рублей. Но если 30-40 процентов комбайнов не готово, здесь надо уже говорить о нераспорядительности, безынициативности руководителей хозяйств и о равнодушии глав муниципальных образований. Не надо ссылаться на погоду. Кто упускает время, потом вынужден будет совмещать с заготовкой другие виды работ. Причем делать это при нехватке техники, механизаторов. Если нет других способов, надо звать на помощь горожан.

    Однако высказывания губернатора вызвали недоумение у селян, которые не стоят с протянутой рукой. Александр Богомаз, который еще недавно был фермером, а сейчас возглавляет Меленское поселение Стародубского района, убежден, что не техникой единой жив крестьянин.

    - Мы постоянно на полях с фермерами и видим, в чем причины неудач сельского хозяйства и областной власти, - сказал Александр Богомаз корреспонденту "РГ". - Главное ведь не техника. Если хозяйство, которому областная администрация помогла взять в кредит комбайн или трактор, получает 5 центнеров зерна с гектара, то это гарантированный крах в будущем. Нужны прежде всего семена, удобрения, гербициды, тогда ты с помощью урожая сможешь рассчитаться. В нашем районе у фермеров 6 тысяч гектаров пашни, у колхозов - 50 тысяч, но фермеры производят 30 процентов зерна, а картофеля - все 80. Вот и вся экономика: земли у работящего мужика меньше в 8 раз, а картофеля он получает больше в 4 раза. И кнута губернаторского не нужно. Я недавно приехал из Сербии, так вот там крестьяне получают по 300 - 400 евро. А работники наших фермеров - по 1000 евро. Если просто пригнать технику, толку не будет. Тем более что белорусские комбайны, которые навязываются властью, стоят 4,8 миллиона рублей. Наши ростовские лучше, хотя стоят на миллион меньше. Да, бюджет оплачивает из своего кармана по миллиону за комбайн, но кредит через год нужно возвращать, а урожая как не было, так и нет...

    Не понадобились услуги областной власти и крепкому хозяйству "Дружба" Жирятинского района. Его исполнительный директор Анатолий Михалев сообщил корреспонденту "РГ", что они покупают технику самостоятельно. Причем у них есть ростовские и бельгийские комбайны, но нет белорусских:

    - Решили, что импортная техника при соответствующем уходе лучше. Мы хотим довести урожайность зерна до 40 центнеров с гектара. У соседних хозяйств уровень земледелия не такой высокий, а зарплаты мизерные. У нас же мужики получают по 25-30 тысяч рублей. Мы подбирали нормальных людей, и когда они поняли, что можно хорошо зарабатывать, дела сдвинулись. Хотя начинали с низкой урожайности.

    Получается, руководители процветающих хозяйств принимают экономические решения, которые не совпадают с рецептами областной власти. А техника, которая навязывается слабым, окончательно их добивает. Что же касается попытки спасти село с помощью горожан, то и здесь шансы невелики. Как сообщил глава поселка Климово Александр Сербин, ни один школьник райцентра сейчас не работает в поле: "Ребятам нужно хорошо платить, тогда, возможно, они и возьмут в руки грабли".  

    Поделиться